ПОЧИТАЛОВ В. В. _____________ POCHITALOV VasiliyПочиталов Валилий Васильевич 1902-1973
Почиталов Василий Васильевич (1902, Углич - 1973, Москва), Заслуженный деятель искусств.
Детство свое провел в колонии "Бодрая жизнь". Там он учился у А.И. Трояновского (писал натюрморты в стиле Сезанна). С 1916 года В. Почиталов встречался с П.П. Кончаловским, что повлияло на его творчество.
В 1924-30 годах учился во Вхутемасе-Вхутеине.
В 1930 г. окончил ВХУТЕИН по классу станковой живописи у А.В. Шевченко. С 1928 г. – постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных художественных выставок.
С 1936 г. – член Московского отделения Союза советских художников.
С 1936 по 1948 гг. – доцент кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института, старший преподаватель живописи и композиции в Московской средней художественной школе.
В.В. Почиталов был выдающимся педагогом, у него учились: Игорь Попов, Валентин Сидоров, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов, В.Ф. Стожаров, В.И. Иванов, П.П. Оссовский, А.А. Тутунов, И.В. Сорокин, А.П. Ткачев, Э.Г. Браговский, М. Бирштейн, Василий и Мария Нечитайло, Гелий Коржев, Владимир Гаврилов, Андрей Горский, Ефрем Зверьков, братья Тутуновы и др.
С 1948 г. – доцент кафедры живописи и декан факультета прикладного искусства в Московском текстильном институте.
Музеи:
Ростовский областной музей изобразительного искусства,
Государственный архив художественных произведений. Сергиев Посад,
Архангельский музей изобразительных искусств,
Костромской областной музей изобразительных искусств,
Воскресенская картинная галерея,
Брянский музей изобразительного искусства,
Государственный музей изобразительных искусств. г. Фрунзе,
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник,
Музей изобразительных искусств. г. Казань,
Данковский краеведческий музей,
Музей изобразительных искусств. г. Грозный,
Арзамасский краеведческий музей,
Министерство культуры РФ,
Художественный фонд РФ.
|
Творчество:
Деревня Самсоново. 1925. К.М. 31Х59.5. |
Демонстрация. Эскиз. 1931. Х.М. 100х130. |
Демонстрация на площади Моссовета. Эскиз. 1931. Х.М. 112x132. |
Розовый домик. 1933. Х.М. 63х56. |
Весна. Самсоново. 1936. Х.М. 65x80. |
Натюрморт с корзиной. 1931. Х.М. 50Х60. |
Старая Москва. 1933. Х.М. 20.8Х35.8. |
Утро в селе Муханово. 1947. Х.М. 60х55.5. |
Соляные варницы под Соликамском. 1934. Х.М. 60х80. |
Соликамск. В шахте. (Эскиз картины, 1-й вариант). 1934. Х.М. 65х80. |
Под Соликамском. 1934. Х.М. 65х80 |
Соляные заводы под Соликамском. 1935. Х.М. 56.5х80. |
Вид старого Соликамска. 1934. Х.М. 80х132. |
Обнаженная. 1940. Х.М. 47х35.6. (Почиталов???). |
Яблоки и тыква. 1935. Х.М. 49х59. |
Натюрморт с кофейником. Х.М. 45х75. |
Автопортрет. 1938. Х.М. 50х40 |
Мастерская. 1962. Х.М. 77Х47. |
Утро в Козах. 1938. Х.М. 49х59. |
Из моего окна. Крым. 1939. Х.М. 60Х50. |
Утро в Крыму. Девочка с шитьем. 1939. Х.М. 58.5х49. |
В саду за столом. 1940. Х.М. 60х50. |
Крым. Букет цветов. 1946. Х.М. 59х89. |
Козы. Миндальные деревья. 1939. Х.М. 61Х80. |
Из окна. Городской мотив. 1945. К.М. 43Х34. |
В комнате. 1948. Х.М. 51Х61. |
Вид на Казарменный переулок. 1937. |
Кончилась война. Эскиз. 1946. |
Зима. 1946. |
Вид из окна. 1947. |
Интерьер в Доме творчества в Тарусе. 1971. Х.М. 70х50. |
В.В. Почиталов. За чтением. 1948. Х.М. 46.6х36. |
Село Никулино. Избы. 1961. Х.М. 33Х61. |
Закат. 1960-е. Х.М. 53Х58. |
Вечер на реке Истра. 1961. Х.М. 50Х59. |
Новый Иерусалим. 1957.Х.М. 61Х51. |
Село Никулино. Истра. 1955. Х.К.М. 49.5Х71. |
Тихая река. 1967. Х.К.М. 50Х70. |
Рюмниково. Весна. 1968. К.М. 49.5Х69.5. |
Осины в серый день. 1962. |
Окно. Этюд. 1953. |
Натюрморт с вазой. 1951 |
Никулино. Осень. 1958. |
Кухонный стол. 1948. |
Читает книгу. 1953. |
Натурщица. 1972. |
Натюрморт с черной бутылкой. 1946. |
Фрукты на столе. 1950. Х.М. 42.5х50. |
Село Осово. Этюд. 1972. |
Первый снег. 1968. К.М. 49Х69.5. |
Март. (Этюд). 1965. Х.М. 70х50. |
Весна. Рюмниково. 1967. К.М. 69х49.5. |
Тихая река. 1967. Х.К.М. 70х50. |
Обнаженная модель. 1972. К.М. 50Х79. |
Обнаженная модель. 1972. Х.К.М. 70Х50. |
фотографии
На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина. 1930.
Слева направо: 1 ряд - А. Пейсахович, М. Кузнецов-Волжский, А. Шорчев, Д. Фрадкин, М. Назаров, К. Дорохов, Г. Нисский, М. Хазанов;
2 ряд - В. Почиталов, И. Ефимов, М. Фонвизина, Р. Семашкевич, А. Артобатская, заведующий станкового отделения П. Суриков, декан живописного факультета Б. Уитц, преподаватель цвета С. Алексеев, М. Милашевская, Ю. Махоткин, Т. Пустовалов;
3 ряд - Е. Пастернак, М. Кончаловский, В. Белоручев, Н. Афанасьева, Ф. Булгаков, В. Левик, Р. Барто, С. Чуйков, С. Казарновская, Н. Ромадин, К. Казарьян, Г. Тарасевич, Е. Анисимова-Руцай.
На фоне слева - картина В. Белоручева, в центре - три картины С. Чуйкова. (Из архива О.О. Ройтенберг).
|
Преподаватели Г.М. Шегаль и В.В. Почиталов (второй справа) среди студентов живописного факультета МГХИ. Слева-направо: ?, натурщица Осипович, М. Бирштейн, ?, ?, Д. Мочальский, Г.М. Шегаль; сидят внизу: ?, Т. Радимова и В. Цыплаков; далее вверху: М. Савченкова,Н. Сергеев, А. Платнов, В.В. Почиталов, ?). (Из семейного архива Цыплаковых).
|
1936 г. Козы, Крым. В.В. Почиталов стоит справа.(Из семейного архива Гремитских).
|
Студенты "Суриковского", 1938 г. Вверху: ?,?, А.Боков (с папиросой), И. Рубинский, ?, ?, ?, ?, В. Гремитских.
Сидят: ?, В.В. Почиталов, ?, ?, ?, В. Муратова, ?.
|
В Георгиевском зале Кремля, слева направо: С. Ткачев, А. Ткачев, В. Стожаров, В. Федоров, А. Каджиев, В. Почиталов, Т. Осипова, А. Суханов, Г. Коржев. 1960-е гг. |
Архимандрит Отец Алипий - настоятель Псковско-Печерского монастыря, Нечитайло В.К., Савченкова М.В., Почиталов В.В., Рязанова Л.К. Печоры, 24 июня 1965 г. |
В. В. Почиталов в деревне. |
В. В. Почиталов в своей московской квартире. |
Василий Почиталов (1903 - 1973)
Биография художника (источник www.temperatur.ru)
Василий Почиталов родился в Угличе в 1903 году, в многодетной семье краснодеревщика. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась в одном из рабочих районов Марьиной рощи. Деду повезло и он попал в детскую колонию, которой руководил известный, позже репрессированный, педагог Станислав Шацкий, которую он создал вместе со своим другом, незадолго до этого побывавшим в Америки, где он знакомился с жизнью бойскаутов. Сам Шацкий был прекрасным музыкантом. Его жена, тоже музыкант, впоследствии занимала должность директора Московской консерватории. Именно к этим людям и попал Василий Почиталов. Здесь с детьми много занимались музыкой, учили рисовать, они ставили спектакли, в том числе оперные, занимались иностранными языками. Они находились на полном самообеспечении. Уже после революции колония получила название «Бодрая жизнь». Многие из ее выпускников впоследствии стали известными деятелями культуры. Перед Василием Почиталовым встал выбор: стать оперным певцом или художником. Но он выбрал ВХУТЕИН (ВХУТЕМАС), где учился у Александра Шевченко. В этот период его ближайшим другом был Борис Шаляпин (сын великого оперного певца Федора Шаляпина), который в 20-х годах XX века эмигрировал в Америку. Василий Почиталов намеревался уехать вслед за другом, но не успел: уже опустился «железный занавес».
По окончании ВХУТЕМАСа Василий Почиталов сразу занялся преподавательской деятельностью. Одновременно он вместе с Кукрыниксами работал в театре Мейерхольда.
Он женился на Людмиле Бакулиной, натурщице из ВХУТЕМАСа, которая и сама оказалась талантливым художником. Она была его верным другом и прошла рядом с ним всю жизнь.
В 20-30-е годы прошедшего века ему пришлось работать по соцзаказам. Вместе с большой группой художников он был направлен в Соликамск (север европейской части России), откуда он привез работы, которые реалистически отображали советскую жизнь, а не воспевали советскую власть. Следующим заказом было отображение демонстрация трудящихся. За эту работу он тоже долго подвергался нападкам. Сам он предпочитал писать интерьеры, пейзажи, натюрморты, натурщиц, однако все это не было востребовано в те времена.
Все больше сил он отдает преподавательской деятельности. Как раз тогда открылась МСХШ. Через его руки прошли многие известные сегодня российские художники. Среди них: Василий и Мария Нечитайло, Гелий Коржев, Владимир Стожаров, Иван Сорокин, братья Тутуновы, Эдуард Браговский. Владимир Гаврилов, Андрей Горский, Ефрем Зверьков, Виктор Иванов, Игорь Попов, Валентин Сидоров, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов (этот реставратор, приглашенный на реставрацию Сикстинской капеллы).
С 1936 г. он в Суриковском институте, откуда затем был изгнан за то, что студенты его группы к выпускному вечеру написали картину «Утро стрелецкой казни», выведя вместо персонажей себя и ряд своих преподавателей. Его даже пытались за это обвинить как «врага народа», но это не произошло, однако его «сослали» в Текстильный институт, где он в скором времени стал деканом факультета прикладного искусства. Здесь ему также удалось выпестовать многих талантливых художников. Среди них: Валерия Ямковская, художник-постановщик на телевидении, живописец Георгий Сысолятин, художник-прикладник Юрий Грачев, который в 80-х годах эмигрировал в Америку, где он оформил ряд спектаклей; вместе с ним уехала и его жена, учившаяся вместе с ним, знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев.
Василий Почиталов трудился до самого последнего дня, много занимался организацией выставок, а также участвовал в организации Общества охраны памятников истории и архитектуры, организовывал выставки, и, разъезжая по всей территории Советского Союза, открыл многих талантливых народных художников народных ремесел. Но при этом он всегда находил время, чтобы писать. Писал он долго, и после его смерти осталось чуть более ста работ и небольшое количество рисунков. Смерть застала его за работой в мастерской, когда ему было 70 лет. Это произошло накануне открытия его первой персональной выставки. Эту выставку, которую ему не суждено было увидеть, подготовили его ближайшие ученики, которые были рядом всю жизнь. Вторая персональная выставка состоялась в 2003 году по случаю 100-летия художника в Москве.
Работы художника находятся во многих музеях России:
Ростовский областной музей изобразительного искусства
Государственный архив художественных произведений. Сергиев Посад
Архангельский музей изобразительных искусств
Костромской областной музей изобразительных искусств
Воскресенская картинная галерея
Брянский музей изобразительного искусства
Государственный музей изобразительных искусств. г. Фрунзе
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник
Музей изобразительных искусств. г. Казань
Данковский краеведческий музей
Музей изобразительных искусств. г. Грозный
Арзамасский краеведческий музей
Министерство культуры РФ
Художественный фонд РФ
Воспоминания художников - учеников В.В. Почиталова:
Казарменный переулок в Москве - здесь жил художник в 1920-1930-е годы.
В.В. Почиталов - один из создателей Московской средней художественной школы (МСХШ) и воспитатель нескольких поколений художников. Вспоминая о школе, И.В. Сорокин писал: "Мы были мальчишки и в художественную школу пришли сами... Педагогов было много, но только В.В. Почиталов, только он один нас разгадал, и мы навсегда ему поверили..."
(Цит. по изд.: В.В.Почиталов. Л., 1983. С. 43).
"Перед его работами тридцатых-сороковых годов неожиданно ловишь себя на том, что начинаешь "вспоминать" многое, что еще только будет в русском советском искусстве последующих десятилетий - творчество... Гаврилова, Стожарова, Попова, Коржева, Браговского... Абсолютно натурные... достоверные и гуманистические пейзажи и натюрморты Почиталова это... философия живописи, творческое мировоззрение..."
(О. Буткевич; цит. по изд.: В.В.Почиталов. Л., 1983. С. 8).
Из книги воспоминаний Макса Бирштейна «Жизнь и картины» 2000 г.:
И вот исполнение моей мечты в 1936 году. Я — студент первого курса только что созданного живописного факультета Московского государственного художественного института. После закрытия Вхутеина в Москве не было высшей художественной школы. Директором нашего института стал великий Игорь Эммануилович Грабарь, там же учили студентов такие замечательные художники, как С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Б.В. Иогансон, Г.М. Шегаль, А.А. Дейнека, П.Д. Покаржевский, Г.Г. Ряжский, Н.Х. Максимов, В.В. Почиталов, В.В. Фаворская, Н.Н. Чекмазов.
На графическом факультете преподавали: В.А. Фаворский, К.Н. Истомин, М.С. Родионов, П.Я. Павлинов. Рисунок у нас вели Н.М. Леизеров и совсем недавно окончившие Ленинградскую Академию Д.М. Мочальский и А.А. Деблер. Историю искусств читали А.А. Сидоров, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов.
С первого курса и до конца я в мастерской Шегаля, где ассистентом по живописи был Почиталов. Мы студенты очень любим своих педагогов, и когда на третьем курсе надо было выбирать мастерскую, мы все остались в мастерской Шегаля.
…
Шегаль и Почиталов внешне, да и внутренне были очень не похожи. Григорий Михайлович — бледный, напряженный, как пружина, с сухими узкими губами, твердым подбородком, за стеклами очков сухим блеском сверкают острые глаза. Василий Васильевич Почиталов — мягкий, полноватый, его высокий немного странный лоб и лысина окаймлены мягкими рыжими волосами, светятся добрые голубые глаза. В его маленькой мастерской — небольшие, такие тонкие, густые по цвету картины, до сих пор мне слышатся его странные советы во время работы: "Повести через лиловую на сиреневую"; во Вхутемасе, когда он учился, ему дали прозвище "Васька-Цветовик". Они, Шегаль и Почиталов, очень разные, но их объединяло одно — любовь к искусству и к своим ученикам.
В 1964 году я написал картину "Мои учителя. Г.М. Шегаль и В.В. Почиталов".
Мои учителя В.В.Почиталов и Г.М.Шегаль. 1964 |
А. Ткачев
УЧИТЕЛЬ. (О Василии Васильевиче Почиталове)
Несколько поколений советских художников считают Василия Васильевича Почиталова своим учителем. И это объясняется не только тем, что он долгие годы преподавал живопись в Московской художественной школе и Институте имени В. И. Сурикова. Преподавали там и другие не менее известные и уважаемые мастера, чье творчество вошло в золотой фонд советского искусства. Дело в том, что В. В. По-читалов не просто преподавал живопись - он как бы знал некую мудрую тайну этого искусства, тайну, овладение которой делает одаренного человека художником.
В. В. Почиталов постоянно учил нас видеть бесконечную красоту жизни в самом обычном, на первый взгляд, незаметном явлении. Ведя частые беседы о задачах и проблемах искусства, он нацеливал своих учеников не только на выполнение формальных задач, но воспитывал чувство гражданина. Я не могу вспомнить со всей точностью его слов, которые он неустанно повторял нам в частных беседах на летней практике и в классе, но смысл их был таков: художественное произведение должно не только помогать зрителю глубже, разностороннее распознавать жизнь, но, главное, помогать правильно оценивать ее явления, убеждать в правильности заложенной в нем идеи. Поэтому в своих учениках он старался развивать образное мышление. Он часто нам повторял: не делайте однодневок, старайтесь увиденное обобщать. Его уроки стали для нас школой. В эвакуации во время войны мы, 15-17-летние юнцы, ока- зались в красивом башкирском селе Воскресенском. Мы были молоды, ниспровергали все авторитеты, вплоть до Рембрандта, поэтому так нужен был человек, которому бы мы поверили и который повел бы нас за собой. И такой сильный человек и опытный педагог нашелся -это и был В. В. Почиталов. Он сумел как-то тихо, незаметно подчинить и направить нашу молодую энергию в нужную сторону. Какие это были незабываемые дни, хотя было и голодно, и вместо ботинок на ногах какие-то опорки (кстати, и сам он все лишения войны переносил вместе с учениками), но как он нас зажигал любовью к искусству! Мы забывали обо всем на свете! И потому для нас всегда было
очень важно, а что скажет Василий Васильевич Почиталов? Он был нашей художнической совестью.
Учиться - это не значит повторять учителя. Ученики, (похожие на учителя, а не на самих себя, обычно его огорчали. Он смотрел на искусство широко и старался увидеть и развить в ученике его сильную сторону, поэтому нет ничего удивительного, сколько разных и великолепных художников называют его своим учителем. К нему шли в мастерскую его бывшие ученики. Некоторые, изрядно поседевшие и ставшие дедами, шли как на исповедь. И в мирной беседе за чаем лилась его неторопливая речь. После таких бесед словно очищаешься от повседневной суеты и становишься лучше. И просто, и сложно было с ним. В жизни повседневной он был добр, как отец, но строг и непреклонен, когда дело касалось искусства. Здесь он никому не уступал, будь ты брат или сват, все равно со своей дороги не свернет. Вот за эту кристальную честность и любили его многочисленные ученики. К нему постоянно тянулись все новые и новые люди - молодые художники и пожилые. И на "Академической даче", где он был художественным руководителем, и в далеких командировках по городам Севера, где он вместе с выставкомом переносил все трудности поездок - он любил быть среди людей, любил молодежь и как щедрый, бескорыстный человек ничего в себе не таил, все отдавал людям.
Последнее десятилетие В. В. Почиталов как бы обрел "второе дыхание". Он - участник всех больших советских и зарубежных выставок. У него работы, энергичные по форме, терпкие, красивые по краскам. Его весны, березовые рощи, вечерние сумерки, прекрасные задумчивые интерьеры обладают особой силой. Природой талант ему отпущен сполна, и чувство колорита, в особенности, а это - редкий дар.
Всякое было на его нелегком пути. Взлеты педагога и художника, несправедливость людей, далеко стоящих от искусства, по отношению к нему. Но его многочисленные ученики всегда были с ним: и в тяжелые минуты, и в дни его торжества, в дни признания его больших заслуг перед советским искусством. Завидная судьба. Говорят, человек сам себе кует счастье. Свое счастье выковал и Василий Васильевич Почиталов - поистине счастливый человек, учитель, художник, гражданин.
А. Ткачев
Журнал "Художник", 1974 г., № 5
СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Принятые сокращения
Акв. — акварель
Б. — бумага
Бел. — белила
К. — картон
Кар. — карандаш
М. — масло
Прес. — прессованный
Уг. — уголь
X. — холст
Все размеры даны в сантиметрах.
Ж и в о п и с ь
1925
Деревня Самсоново Фанера, м. 31 X 59 Летний день X., м. 25,5 X 44 Скотный двор X., м. 58,5 X 49,5
1926
Деревня Самсоново X., м. 44,5 X 25,5
1927
Натюрморт с рюмкой
К., м. 45 X 59
П. Крылов, В. Почиталов. Ученическая работа
X., м. 52 X 59,5
1931
Демонстрация на площади Моссовета. Эскиз
X., м. 112 X 132
Демонстрация. Эскиз
X., м. 100 X 130
Натюрморт с корзиной
X., м. 50 X 60
1932
Полевые цветы X., м. 45 X 63
1933
Розовый домик X., м. 55,5 X 62,5
Старая Москва X., м. 20,8 X 35,8
1934
Вид старого Соликамска
X., м. 80 X 132
Соликамск. В шахте. Эскиз картины (1-й вариант)
X., м. 65 X 80
Соликамск. В шахте. Эскиз картины (2-й вариант) X., м. 65 X 80
Донбасс. Соляные заводы в Славянске
X., м. 55 X 80
Деревенский интерьер
X., м. 60 X 46
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Новый Соликамск. Вид па калийный рудник
X., м. 28 X 66
Под Соликамском
X., м. 65 X 80
Соликамск. Трубы
X., м. 62 X 79,5
Соляные варницы под Соликамском
X., м. 60 X 80
Спуск в шахту (1-й вариант)
X., м. 64,5 X 79
Спуск в шахту (2-й вариант)
X., м. 64,5 X 79
1935
Белый дом
X., м. 64,5X80
Натюрморт с крынкой и яблоками
X., м. 40 X 50
Соляные заводы под Соликамском
X., м. 56,5 X 80
Яблоки и тыква
X., м. 49 X 59
1936
Весна. Самсоново X., м. 65 X 80
В саду. Самсоново X., м. 48 X 59 Моя семья. Завтрак. Эскиз X., м. 60,3 X 56,5 Ремонтная мастерская X., м. 50 X 98
Государственный архив художественных произведений, За¬горск
Яблони. Самсоново X., м. 89 X 101
1937
Вид на Казарменный переулок X., м. 59 X 49
Натюрморт с черной бутылкой X., м. 52 X 65 Ромашки X., м. 32 X 37,5 Спуск в шахту X., м. 98,5 X 119
Государственный архив художественных произведений, Загорск
1938
Автопортрет
X., м. 49,5 X 39,5
Больной ребенок. Эскиз картины
X., м. 40 X 49
За шитьем
X., м. 59 X 49
Окно
X., м. 60 X 50
Окошко
X., м. 58 X 48,5
Архангельский музей изобразительных искусств
Утро в Козах X., м. 49 X 59
1939
В пасмурную погоду. Крым
X., м. 65 X 80
В саду за столом. Эскиз картины
X., м. 50 X 59
В саду. Эскиз картины
X., м. 50 X 55
Из моего окна. Крым
X., м. 60 X 50
Козы. Миндальные деревья
X., м. 61 X 80
Люся заболела
X., м. 70,5 X 86
Материнство. Эскиз картины
Фанера, м. 39,5 X 48,5
Костромской областной музей изобразительных иску
Самсоново. Завтрак
X., м. 58,5 X 53
Утро в Крыму. Девочка с шитьем
X., м. 58,5 X 49
Яблони
X., м. 33,5 X 25,5
1939—1940
Крым. Окно на даче X., м. 50 X 60 Солнечный свет X., м. 69X89
1940
В саду за столом. Эскиз X., м. 59 X 50 Козы. Под деревьями X., м. 50 X 59
1945
Вид из окна Фанера, м. 47,5 X 58,5 Из окна. Городской мотив К., м. 43 X 34
1946
Зима
X., м. 62 X 71,5 Кончилась война. Эскиз X., м. 35,5 X 21
Крым. Букет цветов X., м. 59 X 89 Натюрморт с посудой X., м. 52 X 60
Начатый натюрморт X., м. 52 X 60 Стол в мастерской X., м. 52 X 100
1947
Букет полевых цветов X., м. 31,5 X 45,5
Утро в селе Муханове X., м. 60 X 55,5
1948
Вечернее солнце. Крым. Козы X., м. 89 X 59
Брянский музей советского изобразительного искусства
В комнате
X., м. 50 X 59,5
За чтением
X., м. 46,6 X 36
Козы. За столом
X., м. 47 X 55
Кухонный стол
X., м. 49,5 X 59,5
Собственность семьи В. К. Печитайло, Москва
Сумерки
X., к., м. 40 X 50
Крым. Окно в полдень X., м. 100 X 70
1950
Гурзуф
X., м. 59 X 50
Фрукты на столе
X., м. 42,5 X 50
Собственность И. В. Сорокина, Москва
1951
Натюрморт с вазой X., м. 31 X 43,5
1952
Снегири. На даче X., к., м. 50 X 35,7 Снегири. Окно X., м. 79,5 X 70
1953
Окно. Этюд X., м. 50 X 54
Государственный музей изобразит ельных искусств Киргиз¬ской ССР, г. Фрунзе Читает книгу X., м. 46 X 36
1955
Река Истра X., м. 50 X 35 Село Никулино X., м. 50 X 70
1956
Натюрморт
X., м. 52 X 42
Собственность И. В. Сорокина, Москва
Никулино. Мостик
X., м. 50 X 60,5
1957
Новый Иерусалим X., м. 50 X 50 Осенний букет X., м. 60 X 79,5
1958
Никулино. Осень X., м. 49,5 Х60
Осенний этюд. Никулино X., м. 49,5 X 60
1960
Закат
X., м. 53 X 58
Никулино. Осенний вечер X., к., м. 35 X 49,5 Никулино. Осень X., м. 31,5 X 60- Стол на террасе X., м. 47 X 55
1961
Большая береза X., м. 64,5 X 49,5 Вечер на реке Истре X., м. 50 X 59
Деревня. Бурный день
X., м. 32 X 60
Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник На даче. Эскиз
X., м. 65,5 X 52,5
Осень. Здесь бродили Чехов и Левитан
X., м. 50 X 60
Ивановский областной художественный музей
Река Истра
X., к., м. 49,5 X 70
Село Никулино. Избы
X., м. 33 X 61
1962
В мастерской
X., м. 59 X 49,5
Дворы. Село Никулино. Двухсторонний этюд
X., м. 50 X 70
Май 1962 г. Село Никулино
К., м. 50 X 70
На даче. Ночь. Эскиз
X., м. 57,5 X 69
Осенний день. Из цикла «Здесь жили и творили Чехов
и Левитан»
X., м. 60 X 80
Музей изобразительных искусств Татарской А ССР, Казань
Осины в серый день
X., м. 68 X 58,5
Школа № 404, Москва
По местам Чехова и Левитана X., м. 80 X 77
Село Никулино. Картошку убрали X., м. 45,5 X 74,5
1963
Березки X., м. 70 X 50
Данковский краеведческий музей
Опушка леса весной. Из цикла «Здесь жили и творили Чехов и Левитан» X., м. 50 X 70
Республиканский музей изобразительных искусств Чечено-Ингушской АССР, г. Грозный
1964
К весне
X., к., м. 50 X 69,5
Опушка леса
X., м. 70 X 50
Художественный фонд РСФСР
Осенний мотив. Истра. Из цикла «Здесь жили и творили
Чехов и Левитан»
К., м. 70 X 50
Арзамасский краеведческий музей
1965
Бурная погода
К., м. 50 X 70
Лесная дорога
X., м. 50 X 70
Серпуховский историко-художественный музей
Март. Этюд
X., м. 70 X 50
Переславль-Залесский историко-художественный музей
Опушка леса
К., м. 50 X 70
Воскресенская картинная галерея
Терраса. Никулино
К., м. 49,5 X 69,5
1966
Под Тарусой
X., м. 70 X 50
Министерство культуры РСФСР
Поздняя осень. Терраса
X., м. 49 X 60
1967
Весна. Рюмниково
К., м. 69 X 49,5
Вид с террасы
К., м. 49,5 X 69,5
Истринский мотив
X., м. 69,5 X 50
Любимый мотив
К., м. 70 X 50
Воскресенская картинная галерея
Осень
К., м. 49 X 69,5
С террасы. Никулино
X., к., м. 70X4 9,5
Терраса
X., м. 50 х 60
Терраса. Никулино К., м. 70 X 50 Терраса. Поздняя осень X., м. 50 X 60 Тихая река X., к., м. 70 X 50
1967—1968
Любимые березки. Истринский мотив
X., м. 70 X 80
Министерство культуры РСФСР
1968
В доме творчества в Тарусе
К., м. 70 X 48,5
Министерство культуры РСФСР
Весенний мотив. Таруса
X., м. 70 X 50
Художественный фонд РСФСР
Весна в Рюмникове
X., м. 70 X 50
Весна под Тарусой. Березки
X., м. 49,5 X 70
Дубы. Тарусский мотив (Вечер под Тарусой)
К., м. 70 X 50
Архангельский музей изобразительных искусств
Опушка леса осенью
К., м. 70 X 50
Министерство культуры РСФСР
Осень. Окно
К., х., м. 70 X 50
Художественный фонд РСФСР
Осень. Село Осово
К., м. 49,5 X 69,5
Первый снег
К., м. 49 X 69,5
Художественный фонд РСФСР
Серебряный вечер. Дубы
К., м. 70 X 49,5
Синие тени. Весна под Тарусой
К., м. 70 X 50
1968—1969
Вечереет
К., м. 70 X 50
Воскресенская картинная галерея
Мое «имение» в селе Рюмникове К., м. 70 X 50
1969
Весенний мотив. На Академической даче X., м. 70 X 49
Весна. Под Вышним Волочком
К., м. 69,5 X 49,5 Весной повеяло
К., м. 70 X 50
Министерство культуры РСФСР
Неоконченный мотив
К., м. 50 X 70
Осенний мотив
К., м. 50 X 70
Министерство культуры РСФСР
Полосатые занавески
К., м. 70 X 50
Рюмниковский дом X., к., м. 70 X 49,5 Село Осово. Этюд К., м. 70 X 50 У черной воды К., м. 70 X 50
1971
Березки. Апрель
К., м. 70 X 50
Весенний день. Окский мотив
X., м. 50 X 70
Министерство культуры РСФСР
Весна под Ростовом Великим
К., м. 70 X 50
Дубы. Осень
К., м. 70 X 54
Министерство культуры РСФСР
Интерьер в доме творчества в Тарусе
X., м. 70 X 50
Лесная дорога. Под Тарусой
X., к., м. 70 X 50
Март. Тарусский мотив
X., м. 50 X 70
Министерство культуры РСФСР
Осеннее окно
К., м. 51 X 34,5
«Отворил я окно...»
X.. м. 70 X 50
Открытое окно. Весна под Тарусой
X., м. 70 X 50
Министерство культуры РСФСР
Последний снег. Весна под Тарусой
X., м. 70 X 50
Просека
X., к., м. 70 X 50
Хмурая осень X., к., м. 70 X 50
1972
Обнаженная X., м. 51 X 41 Обнаженная модель К., м. 70 X 48 Обнаженная модель X., м. 70 X 50
1972—1973
Ранняя весна К., м. 49,5 X 67,5
1973
Август в Рюмникове X., м. 70 X 80,5 Апрель. Дождь К., м. 60 X 50
Березовая роща X., м. 80 X 70 Весна 1973 года X., м. 90,5 X 70 Дорога в Осово X., к., м. 70 X 49,5
Дубы. Подготовительный рисунок для я Оргалит, уг. 60 X 70
Дубы весной
К., м. 70,5 X 54,5
Дубы в серый день. Весна под Тарусой
К., м. 72 X 60
Мотив с озером. Рюмниково
X., м. 70 X 80
Сентябрь. Рюмниково
X., м. 65 X 76
Снова апрель
К., м. 50 X 70
Год создания работ неизвестен
Весна. Скворечники X., м. 60 X 80 На Масловке X., м. 55,5 X 87 Натюрморт с кофейником X., м. 45 X 75 Натюрморт с рябиной X., м. 46 X 74 Обнаженная X., м. 49 X 35
Графика. Рисунки. Наброски
1919—1920
Автопортрет В., кар. 45 X 32
1923—1924
Автопортрет В., кар. 44 X 31
1925
Скотный двор
В., кар. 40,5 X 33,5
1926
Обнаженная
В., уг. 52 X 36
Старик
В., кар. 19 X 20
1926—1927
Дворик с двумя фигурами В., кар. 30 X 39 Обнаженная (1-й вариант) В., прес. уг. 53 X 35 Обнаженная (2-й вариант) Б., прес. уг. 53 X 35 Обнаженная (3-й вариант) В., прес. уг. 53 X 35 Обнаженная (4-й вариант) В., прес. уг. 53 X 35 Обнаженная (5-й вариант) В., прес. уг. 53 X 35 Обнаженная (6-й вариант) В., прес. уг. 53 X 35
1927
Сараи
В., кар. 32 X 39,5
1929
Дом на Покровке В., кар. 22 X 26 Дом на Покровке В., кар. 28 X 31
1930
Ватум. Ариф Ханули
В., кар. 39 X 30
Ватум. Дом
В., кар. 11,5 X 16,5
Ватум. Крыльцо
В., кар. 25 X 18
Сатум. Минареты
В., кар. 30 X 39
Ватум. Пушкинская улица
В., кар. 39 X 30
Ватум. Пушкинская улица
В., кар. 20 X 29
Ватум. Улочка
В., кар. 39 X 30
Батум. Цирк. 2 рисунка
В., кар. 18 X 23
Батумский дворик
Б., кар. 39 X 30
Пейзаж с минаретом
В., кар. 39 X 30
Пейзаж с пирамидальным тополем
В., кар. 30 X 39
Улочка в Батуме
В., к. 19 X 34
1931
Городской пейзаж
В., акв., бел. 31 X 39
Демонстрация
В., акв., бел. 13 X 16
1934
Дом в Соликамске
В., кар. 17 X 25
Окраина Соликамска
В., кар. 16 X 19,5
Первый калийный рудник в Соликамске
В., кар. 13 X 24
Пожарная каланча
Б., кар. 16 X 23
Соликамск
Б., кар. 15 X 21
Соликамск. Колокольня
В., кар. 21 X 15
Спуск в шахту
Б., кар. 16 X 23
Спуск в шахту. Городской мотив
Б., кар. 18,5 X 26,5
Старый Соликамск
Б., кар. 15 X 18
Старый Соликамск
В., кар. 18 X 23
Старый Соликамск
В., кар. 17 X 25
Старый Соликамск
Б., кар. 41 X 30
1936
Материнство
В., перо, тушь. 18 X 15
1937—1938
Материнство (1-й вариант) В., кар. 21 X 29 Материнство (2-й вариант) В., кар. 25 X 18
1944
Люся
К., уг. 25 X 16
1948
Материнство (3-й вариант) В., кар. 27 X 19 Материнство (4-й вариант) В., кар. 27 X 29 Материнство (5-й вариант) В., кар. 25 X 21 Материнство (6-й вариант) В., кар. 30X33
1961
Терраса
В., кар. 29 X 20 Терраса в Никулине В., кар. 29 X 20
1969
Окно. Академическая дача В., фломастер. 17X12
1970
Мое «имение» в Рюмникове В., кар. 20 X 17
Год создания работ неизвестен
Вид из окна
В., кар. 25 X 19
Каток В., кар. 20 X 17,5
Кафе В., кар. 10 X 15
Мужская голова В., кар. 27 X 24
На Азовском море В., кар. 15 X 20
Набросок В., кар. 12 X 17
Набросок. Играющая в мяч В., кар. 41,5 X 29,5
На улице В., кар. 18 X 16
Портрет Л. Г. Б. В., кар. 42 X 30
Провинциальный город В., кар. 27 X 40
Сидящая модель В., кар. 26 X 36
Склады В., кар. 30 X 42
Эскизы и композиции В., кар. 19 X 20
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-06-17 (34624 Прочтено) [ Назад ] |
|