| |
КОРОБОВ А. А. ________________ KOROBOV AlexanderКоробов Александр Алексеевич 1905-1977
Коробов Александр Алексеевич, русский художник, 23.11.1905, Дорогобуж – 27.4.1977, Москва.
С ранних лет у А. Коробова проявилась способность к рисованию. В Дорогобуже, учась в средней школе, он одновременно занимался рисованием в местной студии ИЗО.
В 1923 г. переехал в Смоленск, где продолжил занятия в студии ИЗО Наробраза, также работая художником в областной газете и преподавателем рисования в средней
школе.
В 1925-1930 гг. учился на живописном факультете Московского ВХУТЕИНа, занимался у С. Герасимова, А. Шевченко.
Еще будучи студентом, в 1929 году, вступил в Ассоциацию Художников Русской Революции (АХРР). По окончании ВХУТЕИНа работал в Москве, участвовал в московских и всесоюзных выставках.
Вступил в Московский Союз Советских художников (МОССХ) с момента его основания в 1932 г.
В 1941 г. был мобилизован и находился в рядах советской армии вплоть до окончания войны.
После войны продолжал работать в Москве, участвовал в крупнейших выставках в СССР.
Один из создателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Много внимания уделял пропаганде творчества народных мастеров.
Картины находятся в музеях РФ, а также в частных коллекциях в России, Германии, Франции, Японии и др.
Музеи: Центральный музей Вооруженных сил, Московский Дарвиновский музей, Смоленский обл. музей изобр. и прикладного искусства им. С.Т. Коненкова, Брянский худ. музей., Омский худ. музей, Сочинский худ. музей, Ставропольский худ. музей, Зеленогорский худ. музей Красноярского края, Саянский худ. музей, Михайловский худ. музей Алтайского края, Вяземский худ. музей.
|
А.А. Коробов 1944 г. |
Автопортрет. 1932. Х.М. 80х79. |
Весна пришла. 1939. холст, масло. 60х50 |
Юнаты. 1940. Холст, масло. 80х140. |
Друзья пернатых. 1951. Х.М. 80х118. |
Зима во дворе Борисоглебского монастыря. 1972. К.М. 25х34. Брянский худ. музей. |
Псков. Нижние решетки. 1957. Х.М. 30х41. Брянский худ. музей. |
Легенда. 1971. Х.М. 88х127 (частное собрание). |
Зима в Подмосковье. 1948. К.М.Темпера. 22,5х33,8. Брянский худ. музей. |
Часовня в деревне Глазуны. 1955. Х.М. 36х55. Брянский худ. музей. |
Русская сказка. 1952. Х.М. 89х129. |
Памятник архитектуры 18 столетия. Преображенская церковь в Кижах. 1959. Х.М. 70х50. Брянский худ. музей. |
Псков. Гремячая башня. 1957. К.М. 28х36,5. Брянский худ. музей. |
Соловецкий монастырь. 1965. К.М. 50х70. (Смоленский обл. музей изобр. и прикладного искусства им. С.Т. Коненкова). |
Москва, Кремль. 1973. Х.М. 79х104 (Натурный этюд снесенного исторического ансамбля, место которого занял Кремлевский дворец Съездов). Омский худ. музей. |
Борисоглебский монастырь. 1965. К.М. 50х70. (Смоленский обл. музей изобр. и прикладного искусства им. С.Т. Коненкова). |
На родине Параши Жемчуговой. 1968. Х.М. 80х120. (Худ. музей, г. Зеленогорск Красноярского края). (Параша Жемчугова - крепостная актриса, впоследствии ставшая женой графа Дмитрия Николаевича Шереметьева). |
Онежское озеро. Смоленский обл. музей изобр. и прикладного искусства им. С.Т. Коненкова. |
Михайло-Архангельская церковь. |
Русский север. Х.М. 1975. 105х237. Гос. Дарвиновский музей. |
Храм на Ильмене. 1964. Х.М. 50х35. Смоленский обл. музей изобр. и прикладного искусства им. С.Т. Коненкова. |
Дева Феврония у озера Светлояр (эскиз к картине). 1969. 36х46. |
Плач Февронии у озера Светлояр. 1975. Х.М. 117х195. Ставропольский худ. музей. |
Кижский погост. Х.М. 84х140. (Саянский худ. музей). |
Вешние воды. 1952. Х.М. 149х120. (Сочинский музей изобр. искусств). |
Диво-дивное. 1970. Х.М. 170,5х102. Брянский худ. музей. |
Лебединая стая. 1969. Х.М. 126х230. (Смоленский обл. музей изобр. и прикладного искусства им. С.Т. Коненкова). |
Москва, Кремль. 1963. 54х43. |
Смоленский кремль. 1970. Х.М. 70х100. |
Первокласник. 1948. Х.М. 86х68. Переяславский музей-заповедник. |
Борисоглебский монастырь. 1965. К.М. 50х70 |
Портрет жены. 1964. Х.М. 125х94. Михайловский музей Алтайского края. |
Осень. 1972. Х.М. 80х120. |
Старица, архитектурный ансамбль. 1973. К.М. 38х50. |
Возвращение. 1955. Х.М. 90х140. |
Севастополь, памятник затонувшим кораблям. 1975. К.М. 50х70. |
Пейзаж. 1948. Х.М. 80х120. |
Борисоглебск. Надвратная церковь 17 века. 1967. К.М. 33,5х49,5. Брянский худ. музей. |
Фотографии:
Александр Коробов с женой Раисой, 1930 г. |
Раиса Коробова с сыном Вадиком Коробовым, 1937 г. |
Г. Вятка. Запасной офицерский полк. 1943. А.А. Коробов справа внизу. |
А.А. Коробов на этюдах, Тверская область. 1965. |
А.А. Коробов на этюдах в Кижах. 1960-е гг. |
Где работать будем?... Художники И.М. Казаков и А.А. Коробов. Начало 50-х. |
А.А. Коробов. Начало 50-х. |
А.А. Коробов на перс. выставке в доме культуры "Правда". 1969. |
Александр Коробов. 1922 г. |
А.А. Коробов в Переделкино 23 марта 1977 г. (за 3 недели до кончины). |
Портрет сына Вадима. |
В.А. Коробов, сын художника. Март 2008. |
Юбилейная выставка А.А. Коробова. Дорогобуж, 2000 г. Коробова А.П. и Отец Кирилл. |
Коробова (Королева) Антонина Павловна - хранитель наследия мужа. 2003 г. |
На выставке у работ А.А. Коробова. Москва, 2007 г. |
Выставки:
К столетию Александра Алексеевича Коробова
Исполнилось 100 лет со дня рождения художника Александра Алексеевича Коробова - одного из организаторов и активного общественника Всероссийского Общества охраны памятников архитектуры и культуры.
А. Коробов в 1929 году окончил ВХУТЕМас. Учился у С. Герасимова, Осмеркина, Шевченко. Со студенческих лет был участником многих крупнейших выставок, имел персональные выставки в Москве и других городах России.
Как боевой лейтенант участвовал в контрнаступлении нашей армии под Москвой.
Любовь к прошлому, к памятникам культуры наших предков прошли через всю его гражданскую и творческую деятельность. Он глубоко сознавал цену нашего культурно-исторического наследия, старался в неприкосновенности донести его до следующих поколений. Коробов был энтузиастом и зачинателем борьбы за сохранение памятников еще до основания Общества. С 1950 года по 1956 год А. Коробов активно участвует в комиссии по охране памятников и музеев Советского комитета защиты мира. В это же время он выступает инициатором создания аналогичной комиссии при МОССХе и многие годы являлся ее бессменным председателем. С момента создания комиссии в ней активно работали Ф. Константинов, М. Кузнецов-Вольский, А. Мухин, Р.Викулов, Л. Аронов, И. Чураков... Тесно сотрудничали с художниками известные борцы за бережное отношение к нашему культурному наследию П. Барановский, П. Ревякин, Н. Померанцев, В. Тыдман, Г. Алферова, О. Волков, К. Верещагин... До конца своих дней А. Коробов был душой этой комиссии.
Скромный, сдержанный человек А. Коробов становился яростным, непримиримым борцом, когда дело касалось сохранения памятников нашей культуры. Гибель каждого памятника он переживал, как смерть близкого человека. Он посылал письма - протесты, выступал в печати, по радио, доказывая необходимость бережного отношения к нашему историческому наследию.
Еще до создания Общества, Коробов и его сподвижники спасли от сноса в Москве: Манеж, Симонов монастырь, Крутицкое подворье; памятники Новгорода и Пскова; деревянное зодчество Карелии. Воспрепятствовали окончательному искажению исторического облика центра Москвы; возведению высотных зданий на Невском проспекте в Ленинграде. Лично Коробову мы обязаны сохранением храмов и Английского подворья на улице Варварка; церкви Семиона Столпника на Арбате; Пафнутьевского монастыря в г. Боровске; Борисо-Глебского монастыря и многих других памятников архитектуры.
А. Коробов был горячим сторонником привлечения широкой общественности к делу сохранения нашего исторического и культурного наследия. Он член-учредитель Общества, до конца дней своих член его секции по архитектуре. Он старался расширить круг памятников, подлежащих охране государством, подлежащих охране государством.
Творчество А. Коробова и его гражданская активность имеют общие истоки. Это - влюбленность в красоту своей родины, ее историю и культуру. В картинах Коробова - реки в пышно поросших берегах, северные кроткие пейзажи с ветхими часовнями, архитектурные пейзажи, запечатлевшие знаменитые творения наших зодчих, образы русских женщин, написанные мягкой сочувственной кистью. Живопись А. Коробова отличается сдержанностью цветовой гаммы, тонким колористическим решением. Картины увлекают искренностью и лирическим настроением.
Любуясь архитектурными шедеврами нашего прошлого, преклоняясь перед их создателями, сохраним память о тех, кто самоотверженно и бескорыстно боролся за сохранение нашего наследия.
Народный художник России, действительный член Петровской академии наук и искусств А.П. Горский
Заметки к выставке
В выставочных залах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры открыта выставка произведений Алексея Алексеевича Коробова. В его проникновенной живописи, полной неброской красоты, с большой силой отразилась любовь художника России, ее славному историческому прошлому. Изучению его он посвятил основную часть своей жизни.
Художник много ездил по старинным русским городам и селам, изучал фольклор, быт, архитектуру, и все это находило отражение в его творчестве. На выставке мы видим прекрасную серию архитектурных пейзажей, запечатлевших творения безымянных русских зодчих. В акварелях и рисунках Коробова они открываются зрителю с какой-то другой, не известной ранее стороны, заставляют вглядеться пристальнее, подумать и унестись мыслями в историю.
Художнику была свойственна историчность мышления, хотя во всех его работах чувствуется наше время. Памятники архитектуры он совал на фоне лирических пейзажей родной природы, подчеркивая их органическое слияние в вечности. Такими предстают произведения художника «Часовня в Глазунах», «Кижи, Преображенская церковь», «Смоленская крепость», «Часовня на Боровинском озере», «Кострома. Ипатьевский монастырь».
Понимание единства природы и древнерусской архитектуры пришло к, художнику не сразу. Опираясь на традиции русского реалистического искусства, Коробов в начале своего творческого пути обращается к пейзажу. Его произведения проникнуты лиризмом красок, простотой композиционного решения. Тяготение к историческим сюжетам приводит к созданию таких картин, как «Плач Февронии», «Град Китеж», «На родине Параши Жемчуговой». Но две эти единые по духу темы раннего творчества художника существуют как бы раздельно друг от друга. И только в середине 60-х годов наступает перелом— Коробов, обращаясь к воплощению памятников древнерусской архитектуры, постигает ее неразрывную связь с природой земли русской.
Думы о будущем, о сохранении культурного наследия народа привели А. А. Коробова в ряды энтузиастов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С той поры его творческая и общественная деятельность шла в едином русле. Коробов стал одним из инициаторов создания Комиссии по охране памятников истории и культуры при Московской организации Союза художников РСФСР и много лет был ее председателем. Его стараниями, сохранены многие памятники архитектуры и культуры в Москве, Новгороде, Пскове, Смоленске и родном городе художника — Дорогобуже.
Питаемое великим источником, имя которому —-народная культура, творчество А. А. Коробова несет в себе глубоко патриотические, гражданские чувства, учит любить, ценить и оберегать историческое наследие наших предков.
Н. ЗИМИНА.
Из каталога Смоленского областного музея изобразительных и прикладных искусств. 1970 г.
Художник Александр Алексеевич Коробов — смолянин, родом из уездного города Дорогобужа. Семья Коробовых была большая дружная. Трудовая жизнь родителей, любовь и уважение друг к другу стали примером высокой нравственности для детей: пяти братьев и двух сестер. Один из младших — Александр — родился 23 ноября 1905 года. Красота смоленской природы, задушевные песни матери, отличной вышивальщицы, сделали свое дело — Саша Коробов с детства потянулся к краскам, стремясь запечатлеть на бумаге взволновавшие душу мотивы природы.
Начал учиться в гимназии, а после Великого Октября стал ходить в школу второй ступени. Приехавший в Дорогобуж художник М. И. Козьмин создает в городе изостудию, и Саша Коробов — первый в ней ученик. После переезда Козьмина в Смоленск, где он создает изостудию, Коробов также переезжает в Смоленск продолжать учиться у Козьмина. Жил прямо в студии. Годы были трудные. Студийцы подобрались дружные: Д. Пивоваров, Ю. Федоров, М. Хазанов, П. Ижевский, К. Дорохов, Г. Огурецкий. Вместе учились, вместе работали. Здесь же вместе ели коллективно сваренную кашу. Коллектив студийцев был крепкий. Однажды даже сумели съездить на Черное море, писали этюды, набрались новых впечатлений.
В 1925 году по разверстке Обкома комсомола Коробов едет в Москву для поступления во ВХУТЕМАС, впоследствии реорганизованный во ВХУТЕИН. Учеба у видных художников С. В. Герасимова, А. В. Шевченко, А. А. Осмеркина сделали Коробова серьезным художником.
Коробов становится членом молодежной организации при АХРе, а затем членом МООССХа. Еще будучи студентом, Коробов участвует на выставках своими работами. А с 1930 г. Коробов — постоянный участник многих московских выставок.
В годы Великой Отечественной войны Коробов в рядах Советской Армии. Урон, нанесенный фашистами нашей Родине, руины, в которые были превращены многие наши города, подвергшиеся нашествию вандалов, потрясли художника. Приходит мысль о создании организации, которая активно стала бы охранять памятники культуры.
Любитель народного искусства, смоленских орнаментов, памятников старины, русской истории, Коробов внимательно изучает народные традиции, много путешествует по стране, любовно зарисовывая в свой блокнот шедевры народного творчества. Постепенно сложился художник — певец памятников русской культуры и искус¬ства. На его полотнах памятники Новгорода, Смоленска, Пскова, Рязани, Костромы и других русских городов. Все они написаны с большой теплотой, талантливо, красиво. Будучи убежденным в том, что подлинное искусство должно быть органически связано с народным искусством, Коробов пропагандирует произведения народных мастеров, безымянных зодчих, считая это своим долгом художника.
Отдавая много сил и энергии сохранению национального наследия, Коробов становится активным членом оргкомитета по созданию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Это общество в 1968 г. организовало в Москве выставку «Памятники истории и культуры нашей Родины». Коробов был и организатором и участником этой выставки.
Коробов — участник многих крупных художественных выставок: Всесоюзный. 1951 г.; «Москва социалистическая», 1957 г.; посвященной XXI съезду КПСС, «Художники Москвы — 50-летию Октября», 1967; «Защитникам Москвы посвящается». 1967; Юбилейной выставки смоленских художников, посвященной 59-летию Советской власти, 1967 г.
Коробов одаренный, эмоциональный, много работающий и ищущий художник. Его этюды прекрасны. Он постоянно находится в творческом горении. Диапазон его замыслов широк. Национально русское — основа его творчества. Патриот своей Родины, Коробов предстает перед зрителем как подлинно русский художник-реалист.
М. КУТИН.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-01-31 (35025 Прочтено) [ Назад ] |
|
|