Самокиш Николай (Микола) Семенович. 13 октября 1860 (Нежин Черниговской губернии) — 18 января 1944 (Симферополь). Живописец, график.
Первоначальные художественные навыки получил в нежинской гимназии у учителя рисования Р. К. Музыченко-Цыбульского, у которого также брал частные уроки живописи. С 1878 учился в Императорской Академии художеств — сначала как вольнослушатель, а в 1879 стал постоянным учеником. Занимался под руководством П. М. Шамшина, В. П. Верещагина, К. Б. Венига, В. Д. Орловского, М. К. Клодта, В. И. Якоби, а также в мастерской батальной живописи у Б. П. Виллевальде. Пользовался советами Ю. Ю. Клевера. С начала 1880-х осваивал технику офорта под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. За ученические работы был награжден пятью серебряными и двумя золотыми медалями. В 1883 за картину «Перед ярмаркой» получил первую премию графа Строганова на ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств. В 1885 за картину «Возвращение русской кавалерии после атаки при Аустерлице в 1805 году» удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.
В 1886–1889 как пенсионер ИАХ жил в Париже, где совершенствовал свое мастерство в студии известного художника-баталиста Э. Детайля. Совершил путешествие по Германии, Бельгии, Италии, Греции, Испании.
Жил в Петербурге (Петрограде). С 1887 прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. С 1890 (до 1917) преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1890 за картину «Табун белых рысистых маток на водопое» избран академиком. В том же году экспонировал свои офорты на выставке Blanc et noir в Петербурге.
В 1887–1889 вместе с И. К. Айвазовским, Ф. А. Рубо и А. Д. Кившенко написал несколько панно для военно-исторического музея «Храм Славы» в Тифлисе. Вместе с С. И. Василевским расписал здание Полтавского губернского земства. По заказам коннозаводчиков выполнял изображения лошадей. Много работал в области книжной и журнальной графики. С 1896 в числе прочих художников создавал иллюстрации к книге Н. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (Спб., 1896–1914, т. 1–4).
Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, издал альбом «1904–1905. Война: из дневника художника» (СПб., 1905).
В 1911 выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Тогда же был приглашен в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, где в 1913 занял пост профессора — руководителя батальной мастерской. В 1913 избран действительным членом ИАХ.
Во время Первой мировой войны как корреспондент выезжал на места боевых действий, его фронтовые зарисовки публиковались в журналах «Нива», «Солнце России», «Лукоморье» и других.
После Октябрьской революции 1917 жил в Евпатории, с 1922 — в Симферополе. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. С 1923 вел уроки рисования в школах, собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной Армии. Параллельно в 1924–1930 работал преподавателем в Художественном техникуме. В 1923 и 1926 экспонировал свои работы на выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1938 руководил батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа».
В 1935 в Симферополе состоялась первая персональная выставка мастера, за ней последовали выставки в Харькове и Киеве (обе — 1940) и Москве (1941). В 1937 художник был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1941 — Сталинской премии.
Ретроспективные выставки произведений Самокиша прошли в Москве (1946) и, Симферополе (1956).
В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист. В ранний период (1880-е — 1890-е) создавал картины и офорты, близкие по духу передвижникам. В дальнейшем выработал собственную манеру, в которой черты академического искусства органично сочетались с некоторыми импрессионистическими приемами, например свободной манерой письма широкой кистью.
Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и других.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
Творчество:
На постой. Конец 19 века. Х.М. |
Обложка книги. 1907. |
Казак на плацу. Конец XIX века. |
Русско-японская война. Переход через реку Тай-Дзы-Хе. 1904. |
Русско-японская война. Бой у железнодорожной станции. 1904. |
Русско-японская война. Последний выстрел. 1904. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. 1905. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
«Погоня», Война 1904—1905. 1905. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. 1905. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. 1905. |
1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. |
Тройка (на разгоне). 1905. |
Герольд |
Явление св. Саввы Сторожевского (Иллюстрация к стихотворению Л.А. Мея "Избавитель"
) |
Гусар. 1900-е. |
Лошадь в упряжке. 1900-е Холст, масло. 67,5х54
. |
Атака Шевардинского редута. 1910. Литография . |
Война 1812 г. Отражение русскими гренадерами нападения французской кавалерии. 1912. |
Кутузов перед битвой при Бородино. 1912. |
Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года. 1912. Х.М. Музей-панорама "Бородинская битва". |
Громадный. Х.М. Музей коневодства, Москва |
В Галиции. Кавалерист. 1914. |
Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 г. |
Война 1812 г. Бой русской кавалерии с французскими войсками. 1912. |
Война 1812 г. Бой русской кавалерии с французскими войсками (фрагмент). 1912. |
Атака лейб-гвардии Литовского полка. |
Березина. Бегство французов из России в 1812 г. 1912. |
Батальная сцена. 1900-е Дерево, масло. 67,5х54. |
«День святого Георгия: 26 ноября. День св. Георгия — День героев!..». 1914. |
Бой под Ярославом. 1914. Гравюра |
Морское сражение запорожцев с турецким военным кораблем. 1932. |
Война 1914-1918 гг. В окопах зимой. 1915. |
Тройка. Х.М. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого. |
Бой за знамя. Атака. 1922. |
Плакат "Кто за что борется (Гражданская война в России)" 1920-е. 37х38. Издательство: АХРР. |
Восстание украинских крестьян против польских панов (Бой Кривоноса с Вишневецким, фрагмент картины). 1939. |
Бой у озера Хасан (Взятие сопки Заозерной). 1939. |
Вечер в Крыму. Х.М. Черниговский областной исторический музей. |
Фотографии:
Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша. 1915 г.
|
Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша (фрагмент). 1915 г.
|
Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша. 1915 г.
|
Р.Р. Френц, профессор Н.С. Самокиш, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко. 1915 г.
|
Р.Р. Френц, профессор Н.С. Самокиш, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко. 1915 г.
|
Н. С. Самокиш. 1915 г. |
Н. С. Самокиш. 1921 г. |
Н. С. Самокиш. |
Н.С. Самокиш за работой над картиной "Крестьянское восстание на Украине против польских панов под руководством Кривоноса". |
Н. С. Самокиш. 1923 г. |
Н.С. Самокиш за работой. 1930 г. |
Н.С. Самокиш за работой. 1933 г.
|
Группа художников, прибывших в Крым для исполнения этюдов будущей панорамы "Штурм Перекопа", в гостях у Н.С. Самокиша: Савицкий Г.К., Добрынин П.С., Котов Н.Г., Самокиш М.С., Греков М.Б., Котов П.И., Бек Д.Ф., Мешков В.В. Ноябрь 1934 г.
|
Н.С. Самокиш объясняет ученикам движение фигур на картине. 1935 г.
|
Н.С. Самокиш за работой. 1936 г.
|
Николай Семенович Самокиш. 1921 г.
|
Выставки:
1917 г. Ленинград: I ВЫСТАВКА КАРТИН «ОБЩИНЫ ХУДОЖНИКОВ»
1923 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ» 1918—1923
1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
1929 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА УКРАИНСКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
1930 г. Украинская ССР: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПРИУРОЧЕННАЯ К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ВЛАСТИ СОВЕТОВ В КРЫМУ
1931 г. Украинская ССР: ЧЕТВЕРТАЯ ВСЕУКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1932 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНСКОЙ ГРАФИКИ
1933 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1935 г. Москва: ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО КРЫМА»
1935 г. Украинская ССР: VI ВСЕУКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1936 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПО КОЛХОЗАМ ХАРЬКОВЩИНЫ
1937 г. Украинская ССР: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ УССР. 1917—1937
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР
1938 г. Ленинград
1938 г. Москва
1938 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА «СТАРЫЙ И НОВЫЙ ХАРЬКОВ»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР
1939 г. Москва
1940 г. Москва
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ ХАРЬКОВА
1941 г. Украинская ССР
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1943 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА «ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РУССКОЙ АРМИИ»
1945 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА РАБОТ КРЫМСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Украинская ССР: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА РАБОТ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РУССКОЙ ГРАФИКИ
1948 г. Украинская ССР: УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОВЕТСКОЙ АРМИИ
1950 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА УКРАИНСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПОСВЯЩЕННАЯ 10-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНСКОГО НАРОДА В ЕДИНОМ УКРАИНСКОМ СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
1951 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
1951 г. Литовская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УКРАИНСКОЙ ССР
1954 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ-БАТАЛИСТОВ
1954 г. Москва: ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УКРАИНСКОЙ ССР, ПОСВЯЩЕННАЯ ТРЕХСОТЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1954 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УКРАИНСКОЙ ССР, ПОСВЯЩЕННАЯ ТРЕХСОТЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1955 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УКРАИНСКОЙ ССР В ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1955 г. Москва: ВЫСТАВКА "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИНДИИ"
1955 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ ХАРЬКОВА
1956 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПЛАКАТОВ, РЕПРОДУКЦИЙ, ЭСТАМПОВ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1957 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ ХАРЬКОВА, ПОСВЯЩЕННАЯ 40-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ
1958 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ"
Литература:
Самокиш Н. Война 1904—1905 годов. Из дневника художника.. — Санкт-Петербург: Издание Экспедиции заготовления Государственных бумаг (онлайн доступны записки Н. С. Самокиша из этой книги), 1908. — 70 с.
Самокиш М. Як я став художником. Довідка. Життьовий шлях майстра.. — Київ: 1937.
Самокиш Н. С. Рисунок пером. — М.: Изд-во Академии художеств СССР (частично доступно на сайте Московского государственного университета печати как часть учебного пособия «Познавательные изображения»), 1959. — 24 с.
Лапидус Н. Николай Самокиш; Серия: Мастера живописи. — М.: Белый город, 2006. — 48 с.
Ткаченко В. Я. Н. С. Самокиш. Жизнь и творчество. 1860—1944. — М.: Искусство, 1964. — 130 с.
Яценко В. Ф. Николай Самокиш. (На украинском, русском, английском языках, 98 репродукций). — Киев: Мистецтво, 1979.
Самокиш, Николай Семёнович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Никола́й Семёнович Самоки́ш (1860—1944) — российский и советский художник-баталист украинского происхождения, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики. Академик (1890) и Действительный член Императорской Академии художеств (1913)[2], Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Лауреат Государственной премии СССР (1941)[1].
Биография
Николай Самокиш родился 13 (25) ноября 1860 г. в Нежине. Окончил Нежинскую классическую гимназию. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий был принят студентом. Учился в Императорской Академии художеств (1879—1885), класс Б. П. Виллевальде, другие известные учителя — П. П. Чистяков и В. И. Якоби.
Быстро начал добиваться успехов. Уже в 1881 году получил малую золотую медаль за картину «Возвращение войск на родину». В 1882 году издал первый альбом офортов, выполненных под руководством Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В следующем, 1883 году получил премию С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке». В 1884 году был награждён второй малой золотую медалью за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце», а картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-ой степени. С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.
В 1888 году ездил на Кавказ для сбора материалов для картин, заказанных Тифлиским военно-историческим музеем. Создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы», которые принесли ему известность как баталисту.
Иллюстратор
Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своем дневнике.
В 1889 году женился на Елене Петровне Судковской (урожд. Бенард). В браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская. Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863—1924) — известный книжный иллюстратор, ученица В. П. Верещагина. Много иллюстрировала А. С. Пушкина. Очень известны её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок». В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» волучила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте. Супруги временами работали вместе, так они оба участвовали в подготовке иллюстрированного издания «Мёртвых душ» Гоголя (типография А. Ф. Маркса, 1901). В одном из залов Витебского вокзала (первоначальное название — Царскосельский), возведенного в 1901—1904 годах, стены украшены панно Н. С. Самокиша и Е. П. Самокиш-Судковской, посвященными истории Царскосельской ж. д. Умерла Елена Петровна в эмиграции, в Париже.
Вместе с С. Васильковским Н. С. Самокиш работал над иллюстрациями к альбомам по истории Украины (1898—1900). Автор тысяч книжных и журнальных иллюстраций. Среди них — иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Полтава»), Л. Н. Толстого («Холстомер»), Н. В. Гоголя, Марко Вовчка, Л. А. Мея, И. С. Нечуя-Левицкого, М. Горбаня и др.
Среди наиболее известных работ — иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» в 4 томах (1896—1911). В иллюстрировании книги приняли участие Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Е. Е. Лансере, К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ф. А. Рубо, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. Но оформление всего издания в целом было возложено на Н. С. Самокиша. В частности, им лично выполнены 173 иллюстрации к 4 томам «Охоты». Это издание принесло художнику славу анималиста.
Другая знаменитая работа — рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г. И. Радде[3] описывающей путешествие великих князей в Индию. К этому изданию им было сделано 456 рисунков!
Художник — военный корреспондент
Много различных иллюстраций было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н. С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута»[4] и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко)[5] и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков [6], именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к 1й Мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».
«Даже кляча на скаку красива и живописна» (Н. С. Самокиш)
Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»,…), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы» [6].
А вот, что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.» [7]
Педагог
Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н. С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918.
Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.
В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.
В 1920е — 1930е годы работал в Крыму.
В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь. Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. академика Н. С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н. С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».
В 1936—1941 годах работал в Харьковском[8] художественном институте (ХХИ)[9]. Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества. Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна.[10] Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С. В. Васильковского. А Н. С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И. Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С. В. Васильковский и Н. С. Самокиш.
И вот, круг замкнулся, и в 1936—1941 годах Самокиш снова в Харькове, профессор ХХИ. Сейчас в Харькове есть переулок Самокиша (между ул. Данилевского и Культуры, рядом со ст. метро «Научная»).
Отношения с Советской властью
Член АХРР (Ассоциация художников революционной России) с 1923 года. Ассоциация художников революционной России была создана в 1922 году. С момента создания в ней состоял один из ближайших учеников Н. С. Самокиша, участник поездки на фронт 1914 года П. И. Котов. В Декларации Ассоциации художников революционной России объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».
Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почетными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулеметная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.
Репрессии 30х годов не коснулись художника лично. И всё же некоторые источники сообщают, что в конце жизни Н. С. Самокиш был на грани ареста. Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. «Чтобы не умереть с голоду он продавал картины. Основными покупателями были немецкие и румынские офицеры, что и послужило поводом для обвинения в измене Родине. От заключения его спасла смерть»[11]. Художник скончался в Симферополе 18 января 1944 г.
Награды
Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Возвращение войск на родину» (1881). Премия С. Г. Строганова за картину «Помещики на ярмарке» (1883). Малая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» (1884). Большая золотая медаль Императорской Академии художеств за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» (1885). Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (1900) за картину «Четверня на повороте». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Лауреат Государственной премии СССР 1941 года[1] за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1940).
Елена БОНДАРЮК
Известный баталист, именем которого названа улица и художественное училище в Симферополе, продолжает оставаться самой мистической фигурой крымской истории
В 2010 году в Крыму решили на широкую ногу отметить юбилей художника-баталиста Николая Семеновича Самокиша. Подготовка к круглой дате 150-летию художника - начата уже сейчас. И вдруг оказалось, что, как это ни парадоксально, при всей известности Самокиша, о нем известно очень и очень мало.
Не тогда назвался и не вовремя родился
Имя Самокиша постоянно на слуху у симферопольцев. Улица-то его имени расположена в центре города – так или иначе пройтись-прогуляться по ней приходилось всякому. Однако на вопрос «кто такой Самокиш» ответит далеко не каждый второй. А вопрос «когда улица получила свое имя» ставит в тупик не только простых смертных, но и маститых ученых. В краеведческой литературе датой переименования Кооперативной в Самокиша называют то 1935, то 1945, то 1960 года. А ведь было-то это не так уж давно. Это вам не какие-то мезозой с палеозоем.
– Сохранилось духовное завещание художника, датированное мартом 1942 года. Там Николай Семенович указывает свой адрес: угол улиц Жуковского-Самокиша. Вот так. Так что улица Кооперативная получила свое имя до Великой Отечественной войны. Это однозначно, - говорит директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей ПУШКАРЕВ. – В воспоминаниях бывшего профорга и библиотекаря художественного училища Ромадиной-Симонович указано: «в годы войны название улицы было ликвидировано». А потом опять восстановлено. Но первое-то переименование произошло до войны! Так, что те, кто утверждают иначе, путаются в датах.
Неразбериха с цифрами преследует художника, словно тяжкий рок, как посмертное проклятие. Даже на могильном граните кто-то умудрился высечь не ту дату рождения!
- Во всех справочниках, словарях и прочей научной и околонаучной литературе значится одна и та же дата рождения Самокиша – 13 (25) октября 1860 года. Октябрь у нас какой месяц? Правильно, десятый. Обозначается он римской цифрой Х. А вглядитесь в фотографию надгробия на могиле художника. Что на табличке? Правильно, IX (девять), то есть сентябрь!
Почему так случилось? Может в путанице с датами виновата вторая жена?
Вторая жена оказалась лишней
Вторая жена художника действительно кое в чем была виновата. Например, в запоздалых посмертных обвинениях в измене родине, которые звучали в адрес художника после войны, и в проблемах с советской властью, что возникли после победы у его учеников. На самом же деле вторая жена Самокиша была фантомом. Вернее фантасмагоричным по существу является сам второй брак художника.
- С Натальей Георгиевной Добровольской Николай Семенович познакомился в Харькове. В мастерской ее мужа известного художника. Самокишу тогда было под 80 лет. После того, как началась война, женщина овдовела и решила «помочь» старику и увезла его из Харькова в Крым. В Симферополе, в период оккупации она создала художественный салон и начала охоту за работами мастера. Сам художник для салона Добровольской ничего специально не писал. Она выманивала и выменивала картины разными хитроумными путями с целью продать их ценителям искусства, каких было немало среди представителей оккупационных властей. А потом предприимчивая дама решила женить на себе 82-летнего Самокиша. Наверное, ее вела мысль о том, чтобы после его смерти получить все и сразу. Подчеркиваю, в то время Николаю Семеновичу было уже 82 года. И единственное в чем он нуждался, так это в уходе. Аферу с женитьбой молодой «невесте» пришлось проворачивать самостоятельно. Надо заметить, она вполне преуспела в этом деле и таки добилась статуса супруги. Только вот вместо Самокиша на бракосочетании в качестве жениха присутствовало подставное лицо. Ни сам художник, ни женщина, некая Роксан (Надежда) Ивановна, с которой он в то время жил ничего о тайком затеваемой свадьбе не знали. Что дает основание утверждать подобное? Достаточно сличить подписи на двух документах: свидетельстве о браке и духовном завещании. Подписи существенно разнятся! Зачем была проведена вышеуказанная махинация, еще предстоит узнать.
Судьба отомстила второй жене Самокиша за пятна на репутации мастера. Женщина умерла при весьма загадочных обстоятельствах в поезде, когда возвращалась из Калининграда в Харьков.
Комнату отведут в училище, а памятник переселят
Итак крымский Совмин постановил: торжествам быть. Мероприятия ожидаются разные-разнообразные. Финальным аккордом станет торжественное заседание и концерт в октябре 2010. Ну да, до этого еще далеко. До той поры собираются обозначить мемориальными досками все места, где некогда отметился Самокиш. А чаще всего на глаза своим современником художник попадался в Симферополе, Алупке и Евпатории. Там-то доски и появятся. Вернее, в Симферополе таковая уже имеется, на Самокиша, 32, где жил баталист. Однако ее давно пора бы подновить. И подновят. Вот только с гипотетическим домом-музеем мастера живописи вышла заминка. Поселить память оказалось некуда.
В какой именно из квартир в доме 32 по улице Самокиша жил художник известно. Но сейчас она принадлежит одной из партийных структур, и сделать там музей-квартиру с приданием статуса филиала художественного музея невозможно.
- Планируется открыть мемориальную комнату или мемориальный уголок в Симферопольском художественном училище имени Самокиша. - рассказал Сергей ПУШКАРЕВ. - И по-моему это вполне логично. Ведь по воспоминаниям учеников Николая Семеновича после смерти художника очень многие ценные книги из его библиотеки попали именно в училище.
Кстати, кто не знает: во дворе Симферопольского художественного училища имени Н. С. Самокиша имеется памятник живописцу. В ближайшее время скульптура перекочует к главному входу в учебное заведение.
- По Самокишу сохранилось очень много неизученного материала, - констатирует директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма. – Это и каталоги выставок, и воспоминания учеников художника. Хочется надеяться, что к годовщине все они будут опубликованы. И личность мастера перестанет быть загадкой.
Наша справка
Николай Семенович Самокиш (1860-1944) - один из основоположников реалистического направления в батальной живописи конца XIX - начала ХХ века.
Гражданская война застала художника в Евпатории, где он жил с весны 1918 до конца 1921 года.
С 1918 года Самокиш активно участвует в создании местного Дворца искусств. Художник был в комиссии, которая изымала ценности у буржуазии. Таким образом, наиболее интересные образцы были собраны в одном месте. Им стал тот самый Дворец. Его приемником с полным на то основанием можно считать Евпаторийский краеведческий музей, где до сих пор имеются экспонаты, которые Самокиш, так сказать, отобрал у богатеньких. Кстати, именно эта преемственность дала основания отметить Евпаторийский музей мемориальной доской.
В 1921 году Николай Самокиш перебрался в Симферополь.
Картины академика батальной живописи Н. С. Самокиша – около трех тысяч произведений – экспонируются в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже (РФ).
Несколько полотен – «Атака буденновской конницы», «Штурм Перекопского вала», «Переход Красной Армии через Сиваш», «В разведке» - представлено в Симферопольском художественном музее. (krimoved.crimea.ua)
|
Художник "Царской охоты" - Николай Самокиш
Аксенова Г. В. (portal-slovo.ru)
Николай Семенович Самокиш – самобытный русский художник, живописец и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной и исторической живописи, известный как анималист и замечательный книжный график. Его произведения, широко известные в свое время, восхищали ярким реалистическим изображением и высокой культурой исполнения. Творческая личность художника привлекала внимание современных ему исследователей. Уже с середины 80-х гг. XIX в. Самокиш находился в поле зрения художественной критики. Его имя не было забыто и в советское время, а его учебник «Рисунок пером» переиздавался неоднократно. Но не обо всех работах любили вспоминать и говорить, а тем более объективно их оценивать. Среди них многочисленные графические произведения, выполненные по заказу представителей императорского дома.
Н.С. Самокиш родился 13 сентября 1860 г. в г. Нежине Черниговской губернии. По окончании Нежинской классической гимназии уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Экзамена он не выдержал, но получил разрешение заниматься в батальной мастерской профессора Б.П. Виллевальде на правах вольнослушателя. И через год, в 1879 г., его приняли по конкурсу. Учителями Самокиша стали по общим классам П.П. Чистяков и В.И. Якоби, а по мастерской Б.П. Виллевальде. Обучение в Академии шло достаточно успешно. Малой золотой медали в 1881 г. удостоилась картина «Возвращение войск на родину». Конкурсную работу «Трубач» в 1882 г. приняли на Всероссийскую вставку в Москве. 12 из 30 выполненных художником-студентом офортов были изданы в 1882 г. отдельным альбомом. Картина «Помещики на ярмарке», поступившая в 1883 г. на конкурс Общества поощрения художеств, была отмечена премией С.Г. Строганова. В 1884 г. Н.С. Самокиш на малую золотую медаль написал «Эпизод из битвы при Малом Ярославце». В этом же году картину «Прогулка» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. В 1885 г. он получил большую золотую медаль за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 г.» С 1886 по 1888 гг. Н.С. Самокиш занимался, совершенствуя свое мастерство, в мастерской французского художника Эдуарда Детайля. За годы обучения в Академии он получил 7 медалей, из них 5 серебряных и 2 золотые.
В 1888 г. впервые после окончания Академии художеств Н.С. Самокиш был впервые приглашен для выполнения большого заказа Тифлисского военно-исторического музея. Вместе с ним трудились Ф.А. Рубо, И.К. Айвазовский, А.Д. Кившенко. Он создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы». В следующем году художник писал лошадей, получивших призы на бегах, для Петербургского бегового общества. И в этом же году за работу «Табун рысистых маток» он получил звание академика. Ему было 29 лет.
В академическом отзыве 1895 г. говорилось, что «Н.С. Самокиш своими трудами в области искусства приобрел славу талантливого художника». В 1900-х гг. в журнальном очерке в «Новом мире» отмечалось: «В ряду современной русской живописи в ее баталистическом отделе одно из наиболее популярных и громких имен – имя Н.С. Самокиша».
Еще в годы учебы Н.С. Самокиша в Академии художеств произошло одно, казалось бы, незначительное событие, по сути определившее дальнейшую судьбу художника. На Самокиша обратил внимание конференц-секретарь Академии художеств П.Ф. Исеев. Он показал рисунки Великому князю, бывшему президентом Академии. Тот, в свою очередь, представил рисунки наследнику, «приказавшему рекомендовать его». Благодаря этому приказу молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. Самокиш приступил к большим работам в области книжной графики. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», - записал в дневнике художника.
Как иллюстратор многочисленных книг и журнальных изданий, как мастер графического искусства Самокиш в это время стал значительнее, чем живописец-баталист, и настоящую известность в 90-е гг. приносят ему многочисленные рисунки к разного рода изданиям. Среди них такие книги как Г.И. Радде «23 тысячи миль на яхте “Тамара”», Н.И. Кутепов «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (в 4 тт.), «Памятка Апшеронского полка», «История Нижегородского драгунского полка», «История лейб-гвардии кирасирского полка», «История кавалергардского полка», «История военного министерства» (в 8 тт.), «Коронационный сборник», А.В. Елисеев «По белу свету», «История Нежинского драгунского полка», «История военного министерства», «Атаманская памятка», «История лейб-гвардии резервного полка», «Истории лейб-гвардии Финляндского полка», «Чудо-вождь», «Севастополь и его славное прошлое», В.В. Саговский «Императорская паровая яхта “Александрия” 1851-1901», Б.С. Эсадзе «Боевые подвиги кавказских войск», Панчулидзев С. «История кавалергардов. 1799-1899», А.С. Пушкин «Полтава», Л.Н Толстой «Холстомер», произведения Я. Полонского, Д. Маковский «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915) и др. И это лишь неполный перечень книжных графических работ Н.С. Самокиша. Художник обладал исключительной культурой рисунка. Его рисунки были лаконичны, строги, точны, верны и просты одновременно. Всего этого он достиг упорным трудом и большим опытом.
Он сотрудничал также с целым рядом журналов, среди которых больше всего работ было выполнено для журнала «Нива». Помимо книжных изданий и журналов шло оформление программ торжественных военных собраний, концертов, меню юбилейных полковых и других обедов и т.п.
Вместе со своим другом – художником С.И. Васильковским он создал и издал альбом рисунков «Из украинской старины», а затем подготовил 40 таблиц, объединив их в альбом «Мотивы украинского орнамента».
Одной из самых больших графических работ были рисунки пером, сепией, тушью и акварелью к книге Г.И. Радде «23 тысячи миль на яхте “Тамара”», описывающей путешествие в Индию в 1889 г. К этому изданию было сделано 456 рисунков. Здесь и архитектурные, пейзажные, анималистические и ботанические зарисовки, изображения бытовых предметов. Издание отличалось большим композиционным разнообразием рисунков, а художник обладал умением тонко сочетать рисунок с текстом. При оформлении страницы Н.С. Самокиш часто использоавал виньетки, заставки, концовки, рисунки на полях, проявляя при этом много изысканного вкуса и изобретательности. По художественному оформлению эта книга стала одним из лучших технически совершенных образцов книжной графики своего времени.
Крупнейшей и, наверное, самой серьезной книжно-графической работой художника явились многочисленные иллюстрации к изданию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1892-1911). Посвященная памяти императора Александра III, книга состоит из четырех томов, каждый из которых имеет собственное название: 1 том - Великокняжеская и Царская охота на Руси X по XVI век (СПб., 1896); 2 том - Царская oxoтa на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век (СПб., 1898); 3 том - Царская н Императорская oxoта на Руси. Конец XVII и XVIII век (СПб., 1902); 4 том - Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век (СПб.. 1911).
В своей книге автор собрал уникальный материал по истории охоты на Руси и в России с момента образования Древнерусского государства до конца XIX в. В издании приведены свидетельства о распространенности охотничьего промысла, об изобилии дичи и об употреблении продуктов охоты; собраны летописные упоминания о поверьях народа, имевших отношение к охоте; рассказывается об обиходном и политическом значении царской охоты; о посылке ловчих птиц и сокольников в иностранные земли с добавлением сведений о цели посольств, приеме послов и особых обстоятельствах; имеются выдержки из охотничьих дневников царей с описанием царских охот, мест производства той или иной охоты, особых обстоятельствах, сопровождающих охоты и прочее; приводятся свидетельства об организации и о личном составе птичьей и псовой охот, бобровники, охотничьи лошади, охотничье снаряжение охотничьи заклятья, поверья и прочее; говорится о медвежьей и львиной потехах.
Для работы над этим фундаментальным изданием историк Н.И. Кутепов пригласил Н.С. Самокиша. К слову сказать, в оформлении и иллюстрировании книги приняли участие А.П. Рябушкин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, К.В. Лебедев, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, Ф.А. Рубо, Л.С. Бакст, А.К. Беггров, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.А. Серов, А.С. Степанов. Использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В.Г. Шварца, Ф.Г. Солнцева, А.Д. Литовченко.
В четырех томах «Охоты» Самокишу принадлежат 173 иллюстрации, среди них много пейзажей, виньеток, заставок, концовок, полевых украшений. В большинстве они изображают охотничьи сцены, охотников, загонщиков, лошадей, собак, животных, зверей и птиц. В этих иллюстрациях Самокиш показал себя крупным художником-анималистом. Все его звери и животные поражают исключительным знанием натуры и характерными для каждого повадками. Охотничьи сцены составляют целые картины, как, например, акварель «Выезд к устьям реки Тисмяницы великих князей Черниговских, Галицких и Волынских» или акварель «Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном», насыщенная драматизмом неравной борьбы охотника с медведем. Особенно удались Н.И. Самокишу изображения старинных украшений и оружия, археологических находок и древних предметов.
Рисунки выполнены в самой разнообразной технике: акварелью, тушью, пером и кистью, позолотой. В книге много виньеток в стиле древнерусского народного орнамента, мотивы которых взяты художником из древних рукописных русских книг. Все они поражают знанием древнерусской книжной традиции, искусной композицией и яркими чистыми красками.
С точки зрения осмысления и использования древнерусской рукописной книжной традиции в творчестве Н.И. Самокиша, а также для понимания значимости этой традиции особый интерес представляет второй том «Великокняжеской и царской охоты». В его состав Н.И. Кутепов включил материалы, связанные с историей охоты в XVII в. в годы царствования первых представителей династии Романовых. Одним из интереснейших эпизодов книги стал рассказ об охоте царя Алексея Михайловича и о его чудесном спасении во время охоты на медведя в окрестностях Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря, давший возможность наиболее ярко раскрыться книжно графическому таланту художника Самокиша. Суть включенной в состав книги истории такова.
Царь Алексей Михайлович любил охоту, при этом соколиная охота составляла главную основу его охотничьей деятельности. Но в то же время царь-охотник имел склонность и к зверовой охоте. В первые годы царствования Алексей Михайлович едва не поплатился жизнью за удовольствие поохотиться на медведя. Это произошло во время одного из посещений государем Саввино-Сторожевского монастыря, расположенного недалеко от Москвы, в Звенигороде. Алексей Михайлович отправился на охоту в окрестные леса. Случилось так, что сопровождавшие его лица разбрелись по лесу, и царь, оставшись один, увидел шедшего прямо на него медведя. Убежать и спастись не было никакой возможности, и царь уже ждал неминуемой смерти, как вдруг перед ним явился благолепный старец инок, и медведь тотчас же ушел. Государь спросил старца о его имени, и тот ответил, что он один из иноков Сторожевского монастыря, именем Савва. Сказав это, он скрылся в лесу. В монастыре Алексей Михайлович попытался разыскать инока Савву, но в обители не оказалось ни одного инока с таким именем. Но зайдя в храм, он увидел икону преподобного Саввы, написанную еще при жизни святого. И тогда царь понял, что спас его от смерти сам преподобный Савва. В благодарность он тогда же положил открыть его мощи. В январе 1652 г. гроб преподобного был открыт патриархом Иосифом, и обретенные нетленные мощи были поставлены у южных дверей соборного монастырского храма Рождества Богородицы.
После этого, на протяжении всей своей жизни, движимый чувством признательности к преподобному Савве, Алексей Михайлович не переставал благотворить Саввино-Сторожевской обители, богато украшал ее, делал крупные вклады, построил при ней дворец для себя, другие здания и ограду с башнями. Часто посещал эту обитель и подолгу живал в ней, посещая в дни памяти преподобного Саввы все богослужения; сам заведовал делами и денежными счетами обители, входил во все подробности ее хозяйства, знал поименно всех ее иноков — словом, был как бы настоятелем этой обители.
Чудесное спасение от неминуемой смерти произвело на царя глубокое впечатление, и воспоминание об этом случае всю жизнь не покидало его. Ужасные минуты, пережитые при этой встрече с разъяренным медведем, не прошли бесследно и для охотничьих склонностей царя, но несколько охладили его молодое увлечение рискованными охотами на медведей. По крайней мере, после 1650—1651 года, к которому относится этот случай, царские охоты на медведей становятся весьма редкими.
Свой рассказ о чудесном спасении царя, включенный в канву повествования по истории охоты времен Алексея Михайловича, Н.И. Кутепов украсил стихотворением Л. Мея «Избавитель». Этот стихотворный текст и подвиг художника Н.С. Самокиша на создание к нему иллюстраций, а в целом – на создание лицевой рукописной книги, в которой присутствуют разнообразные заставки, инициалы, миниатюры, маргинальные рисунки.
К большому сожалению, иллюстративные листы, помещенные в конце книги, не были собраны вместе. Их расположили порознь между многочисленными страницами с примечаниями, и они как бы должны были служить неким украшением научного комментария к основному тексту. На самом деле, это единая, цельная книга, выполненная в одном стиле. Здесь стилистически грамотно сочетаются орнаменты русских рукописей XIV-XVI вв. с миниатюрами-иллюстрациями в трактовке XIX в.
В книжке «Избавитель» 15 миниатюр-иллюстраций, выполненных в реалистической живописной манере. Это изображения зверей (сокол, лось, медведь), изображение герба Российского государства. Замечательны композиционные решения пейзажей, вкомпанованных в заставки и заставки-рамки – это вид Саввино-Сторожевского монастыря и изображение интерьера храма с иконой преподобного Саввы Сторожевского. Прекрасно композиционное решение картин, иллюстрирующих историю охоты государя: царский выезд на охоту в Звенигород, подготовка охоты, выход на охоту царя Алексея Михайловича, поединок с медведем, чудо спасения, монастырская братия и семья Алексея Михайловича (царь, его жена Наталья Кирилловна и царевич Петр). Они также не являются самостоятельными картинами, а обрамляют текст и служат ему иллюстративным дополнением. Т.е. они выполняют ту функцию, какую всегда несла в себе древнерусская книжная миниатюра.
Миниатюры и текст так умело и гармонично скомпонованы на одном листе, что являются органичным дополнением друг друга (что всегда ставилось в заслугу Самокишу-графику).
Заставки, инициалы и орнаменты книги явно тяготеют к древнерусской книгописной традиции и служат ярким доказательством того, что Н.С. Самокиш хорошо был знаком с историей русской книжной культуры. Перелистав страницы, понимаешь, что художник работал орнаменты пропустив через свои руки большой массив древнерусских книг, поняв смысл и назначение древнего книжного орнамента, хорошо зная историю русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Для создания заставок и концовок художник переосмыслил и использовал геометрические и растительные мотивы орнаментов рукописных книг XVI-XVII вв. Строгие геометрические многоцветные орнаменты XVI в. перемежаются с киноварными геометрическими и широколиственными и разнотравными многоцветными орнаментами XVII в. Зная особенности украшения богослужебных и содержащих жития русских святых рукописных книг, созданных в царских мастерских и в мастерских Оружейной палаты времен царя Алексея Михайловича, Н.И. Самокиш умело сочетал стилизованные листья и ветки, шишечки, султаны, цветки, указывая и при помощи орнаментов на время и значимость происходящих событий. Орнаменты узких рамочек воспроизводят роспись оконных проемов храмов и различных монастырских сооружений.
Косвенным доказательством факта хорошего знания истории книжного оформления на Руси может служить цитата из учебного пособия Н.С. Самокиша «Рисунок пером» (М., 1959). Он писал: «Перо как орудие рисования по своей гибкости, силе и тонкости с давних времен приковывало к себе внимание художников. Трудно установить хоть приблизительно время, когда впервые появились работы пером. Вероятно, прежде всего, они появились в рукописных книгах, в которых заглавные буквы, а иногда и целые страницы покрывались затейливыми завитками, где фантазия художника самым причудливым образом соединяла орнаменты, цветы, фигуры людей и животных в одной декоративной композиции».
Поэму Л. Мея украшают 20 инициалов – украшенных заглавных букв. Большая их часть напоминает нам о растительных киноварных инициалах, господствовавших в рукописных книгах с XV по XVII век. Но Н.С. Самокиш несколько отступил от общепринятых когда-то правил, тонировав заглавные буквы не только киноварью и охрой, но серебряной и золотой красками. При этом сами фигуры букв, согласно традициям, как бы вырезаны на поле белой бумаги (принцип создания силуэта). Два инициала напоминают читателям «Царской охоты» о рублевской традиции оформления богослужебных книг, т.е. о высокохудожественных Евангелиях типа Морозовского, Хитрово, Клементьевского и др., относящейся к рубежу XIV-XV вв. Имеются также два инициала широколиственного орнамента, воспроизводящие заглавные буквы старопечатных книг.
Для написания текста поэмы «Избавитель» Н.С. Самокиш выбрал крупный прямой (без наклона) полуустав, характерный опять-таки для рукописных книг, созданных во второй половине XVII в. в Оружейной мастерской для подношения царю Алексею Михайловичу.
Значимость этого сюжета, связанного с чудом, произошедшим во время охоты царя Алексея Михайловича недалеко от Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, для творчества Н.С. Самокиша была необычайной. Он впервые в этой работе по-настоящему вплотную соприкоснулся с традиционной древней русской культурой, насыщенной глубочайшим смыслом и серьезнейшей философией восприятия мира. Орнамент средневековых рукописей был не менее значимым и содержательно насыщенным, чем миниатюра или икона. С его помощью расставлялись определенные акценты, связанные с содержанием книги и ее смыслозначимыми частями.
Книга Н.И. Кутепова и стихотворение Л. Мея подтолкнули художника не только к переосмыслению и использованию древних орнаментов при работе над книжным оформлением, но также к созданию рукописной книги в понимании и восприятии века XIX. Эта работа позволила ему в своем книжно-графическом творчестве пойти дальше понятия «художник-иллюстратор». В рисунках орнаментального характера художник добился конструктивной легкости, простоты, сочетая ее с чертами хорошо понятой монументальности.
Менее всего художник был занят в работе над оформлением третьего тома «Охоты», посвященной XVIII в., поскольку этот период в истории Русского государства больше всего интересовали и лучше всего представляли работы художников объединения «Мир искусства». Он создал одну концовку и несколько маргинальных картинок: Стая гончих на псарне, Императорская ставка Петра II на охоте, «Прием» волка, Цесаревна Елизавета Петровна на охоте с Шубиным и врачом Лестоком, Принадлежности конного спорта XVIII столетия, Белый сокол с Ледовитого океана, Принадлежности охоты XVIII столетия, Зимний вид, Царский поезд на охоту.
Решая главную задачу – создание стилистического единства 4-х томов истории охоты – Н.С. Самокиш создал интереснейшие рисунки всех обложек.
В 1904 г. из Петербурга Самокиш уезжает на фронт русско-японской войны, где он работает в качестве художника журнала «Нива». Лучшей работой из написанных в результате фронтовой поездки стала картина «Ляоян. 18 августа 1904 г.» Полотно, посвященное одному из наиболее ожесточенных боев русско-японской войны, в 1910 г. было помещено в военную галерею Зимнего дворца.
Другим результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «1904-1905. Война из дневника художника» – выдающееся явление в искусстве русского батального жанра начала XX века. Рисунки и акварели альбома – стали правдивым художественным документом исторических событий русско-японской войны, непревзойденный образец русской батальной графики своего времени. По разносторонности изображения действительности, мастерству ее художественного воплощения он является лучшим произведением Самокиша дореволюционного периода творчества.
1912 год был годом юбилейным для России. Отмечалось 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н.С. Самокиш создал серию рисунков пером для журнала «Нива» – целый ряд последовательных эпизодов освободительной борьбы русского народа, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.»
В годы Первой мировой войны, 13 апреля 1915 г., Н.С. Самокиш и художественный отряд из пяти учеников батального класса Академии художеств получил разрешение выехать на театр военных действий. Это был первый случай не только в истории русской Академии, но и в истории искусства вообще, чтобы студенты Батального класса во главе со своим профессором выехали на художественную практику непосредственно на фронт. Бригада работала сначала на Западном фронте, затем на Кавказском. Всего было сделано около 400 работ. А в 1916 г. состоялась выставка фронтовых работ в залах Академии художеств. Рисунки Самокиша были отданы в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915).
Н.С. Самокиш много преподавал. Уже в 1894 г. Общество поощрения художеств пригласило Самокиша на работу в Рисовальную школу, где он преподавал рисунок и живопись в течение 23 лет. В 1910 г. Н.С. Самокиш был приглашен преподавать в Академию художеств, и с 1911 по 1918 гг. он был ее профессором. В апреле 1918 г. Совнарком РСФСР опубликовал декрет об упразднении старой Академии. На ее базе создавались Государственные свободные художественные мастерские. Самокиш стал их профессором. Но вскоре выехал в Крым.
Н.С. Самокиш не эмигрировал, он остался в России и поселился на Украине. Советская власть отметила заслуги художника в развитии российского искусства, поздравив его сначала с 40-летием творческой деятельности, затем 50-летие. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1940 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Художник скончался в январе 1944 г., оставив после своей смерти огромное художественное наследие, среди которого огромную часть составляют графическое наследие и особое место занимают иллюстрации к стихотворению Л. Мея «Избавитель».
Если бы за всю творческую жизнь Н.С. Самокиш создал только иллюстрации к «Великокняжеской, царской и императорской охотой», то только за этот труд он остался бы в истории русского искусства и мировой книжной графики.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-02-25 (67161 Прочтено) [ Назад ] |