| |
ФАЛЬК Р. Р. ______________________ FALK RobertФальк Роберт Рафаилович 1886-1958
Роберт Фальк родился 15 (27) октября 1886 г. в Москве, в семье юриста.
Учился изобразительному искусству в школах-студиях К. Ф. Юона и И. О. Дудина, в частной студии И. И. Машкова (1904-1905), затем в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905-1909), где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин. Жил в основном в Москве.
В 1910-х Фальк стал одним из основателей художественного объединения Бубновый валет, в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 г. В 1910-11 г. посещает Италию.
После революции 1917 г., с 1918 по 1928 г., Фальк преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (1918—28); был деканом факультета живописи; его учениками были С. А. Чуйков, Г. Г. Нисский, Н. М. Ромадин. В 1918—1921 работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса.
Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском доме по адресу: ул. Мясницкая, д. 21 кв. 36.
В 1928 г. Фальк выехал за границу в командировку. До 1937 г. жил и работал в Париже. Затем вернулся в СССР, жил в так называемом Доме Перцова, где по просьбе бывших соратников по «Бубновому валету» А. В. Куприна и В. В. Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А. Б. Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник П. П. Соколов-Скаля. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 г. в посольстве СССР во Франции, с которым они сдружились. В 1937-38 г. они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька.
В 1939 г. состоялась персональная выставка Фалька в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г. художник был в эвакуации в Башкирии и в Средней Азии (Самарканд).
После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.
Фальк был женат четыре раза:
Потехина, Елизавета Сергеевна, в браке (с 1909 по 1920 гг.) имели сына Валерия Фалька.
Алексеева, Кира Константиновна, в браке (с 1920 по 1922 гг) имели дочь Кириллу.
Идельсон, Р.В.
Щекин-Кротова, Ангелина Васильевна, в браке с 1939 года и до смерти Фалька.
Фальк скончался в Москве 1 октября 1958. Похоронен на столичном Калитниковском кладбище.
(По материалам www.ru.wikipedia.org)
Музеи: ГТГ.
|
Автопортрет в жёлтом. 1924 г. |
Церковь в Обыденском (в лиловом) 1912. Х,М. 88,5х104. ГТГ. |
Красная мебель. 1920. |
Лиза в кресле. Портрет жены художника. 1910. |
Портрет Абрахама Минчина. 1931 г. |
Девушка с попугаем. 1932. Х.М. 92х72. Донецкий обл. худ. муз. |
Уличные музыканты. Середина 1930-х. Х.М. 64х98. ГТГ |
Три дерева. 1936 г. |
Портрет жены в интерьере мастерской (не окончен). 1939—1940. Х.М. 72х55. |
Портрет сына (Валерий Фальк). 1935. Бретань. Холст, масло. 60х45. Ист.-арх. и худ. музей «Новый Иерусалим», Истра. |
Портрет А. В. Куприна. 1945-46. Х.М. 71,5х80,5. |
Натюрморт с красным горшочком. 1955-1956 |
Автопортрет в красной феске. 1957 |
В бедой шали (портрет А. Щекин-Кротовой). 1946-1947 гг. |
Тыква и кукуруза (молдавский натюрморт". 1952 г. |
Пейзаж с бузиной. 1954 г. |
Девушка в синем платье. 1932. Эскиз к картине «Девушка с попугаем». Б., аквар.23х16,6. Донецкий обл. худ. музей. |
Фотографии:
Р. Р. Фальк среди своих студентов. 1923. Слева направо: 1 ряд – П. Юшин, Т. Венецианова, Е. Родова, Ф. Рабкина, К. Реутская; 2 ряд – Т. Лебедева (Маврина), К. Лекомцев, В. Сигорский, Р. Р. Фальк, С. Чуйков, модель. |
Нюренберг, Мидлер, Фальк, Нариманов, Рыбников. 1925 г. |
P.P. Фальк среди студентов, образовавших Общество художников-общественников (ОХО). 1927-1928. Слева направо: 1 ряд - Л. Денисов, И. Голубец; 2 ряд - P.P. Фальк, И. Лейзеров. Е. Левина-Розенгольц. М. Николадзе, Г. Назаревская. Е. Рожкова, С. Вепринцева, Л. Литвиненко. Р. Рабинович, Р. Идельсон, В. Лопатина. |
P.P. Фальк. |
Выставки:
Литература:
Из жизни рядом с Фальком. В кн. Д. В. Сарабьянова «Robert Falk». На немецком языке. Дрезден, 1974г.;
Щекин-Кротова А. В. Становление художника // Новый мир. 1983. № 10 ;
Щекин-Кротова А. В. Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. 1981г.;
Щекин-Кротова А. В. Люди и образы. Биографии и легенды. Из цикла «Модели Фалька» // Панорама искусств. Выпуск 8, М., 1985 ;
Истратова А. Свидание с юностью. // М., Русское искусство, т. II, 2005 ;
Диденко Ю. Пристань «тихих бубновых валетов» в Доме Перцова. // М., Русское искусство, т. II, 2005 ;
В РГАЛИ имеется фонд Р. Р. Фалька (№ 3018).
Из рукописи:
Нюренберг Амшей Маркович (1887–1979). Одесса–Париж–Москва. Воспоминания художника.
Фальк
Сквозь сон слышу стук в дверь. Просыпаюсь.
— Кто там?
— Я… Фальк Роберт Рафаилович.
— В такую рань людей беспокоить! Для меня утренние часы сна — самые дорогие… Что случилось?
— Выйдите. Я вам расскажу.
Я оделся и вышел.
— Рассказывайте, Роберт Рафаилович!
— Пойдемте на улицу. Здесь люди еще спят. Мы спустились во двор.
Пламенное солнце уже высоко поднялось. Крыши домов, прекрасные рябины и высокий бурьян были еще влажны. От них тянуло прохладой ночи. В бурьяне лежали старые ящики. Мы на них сели.
— Вы, — начал возбужденно Фальк, — написали статью об АХРРе.
— Да, я написал.
— После этой статьи весь «Бубновый валет» решил порвать всякую связь с вами.
— Почему? Не понимаю.
— Потому, что ахрровцы — наши злейшие враги.
— Давайте, Роберт Рафаилович, объяснимся. Редакция «Правды» в лице сестры Ленина Марии Ильиничны и заведующего отделом искусства твердо решила, что пора заговорить о реализме в искусстве, что пора, наконец, покончить с футуризмом, кубизмом, конструктивизмом и другими «измами». Народ эти течения не понимает и признать не хочет. Народ требует искусства ясного, понятного! И что я должен на эту важную тему написать большую статью.
И, минуту помолчав, я продолжал:
— Имел ли я — художественный рецензент газеты — право отказываться от этого предложения? Скажите! И я написал. Ее охотно, без сокращений, напечатали. О «Бубновом валете» ни одного плохого слова не написал. Статья, учтите, написана, главным образом, против «леваков».
Фальк встал и, не подавая руки, резко бросил:
— То, что я вам сказал — мнение не только одного Фалька, а всех членов «Бубнового валета»!
— Мы еще с вами встретимся, — громко ответил я, — и как следует поговорим на эту волнующую тему!
Он ушел. Шаги его были насыщены большим темпераментом.
Вечером на диспуте о новом пути советской живописи знакомые бубнововалетисты со мной не раскланивались.
На другой день я обо всем случившемся рассказал в редакции.
— Не переживайте, — сказал заведующий отделом искусства. — Пошумят и успокоятся. Мы с вами еще доживем до дня, когда Фальк и другие бубнововалетисты подадут заявления с просьбой принять их в члены АХРРа.
Спустя год, когда правление АХРРа рассматривало заявление Фалька с просьбой принять его в члены АХРРа, я вспомнил о его утреннем визите ко мне и пророческие слова моего заведующего отделом искусства в газете «Правда».
Роберт Фальк во Франции
В 1928 году Фальк командирован во Францию Наркомпросом и ВОКСом с
целью изучения современного французского искусства. Он получает положительный
ответ на свой запрос о командировке в Париж, считаясь лучшим знатоком и
пропагандистом французского искусства 19-го века, что, по словам референта по
романским странам ВОКСа, отражается в его работах и методах преподавания.
Получив разрешение на короткий срок, он делает всё возможное, чтобы остаться во
Франции на долгих десять лет. Его отказ вернуться на Родину не делает из него «врага
народа» - он продолжает сотрудничать с Полномочным Представительством СССР в
Париже и общаться с ответственными советскими работниками, выполняя для них
некоторые художественные заказы. Эти связи не мешают ему выставляться в
независимых парижских салонах, остро критикуемых впоследствии советскими
властями, - в Салоне независимых (1930-1931), а также в Осеннем салоне в 1931 и 1934
годах, где были приняты его три живописных полотна и пять различных театральных
декораций.
Излюбленные темы французского периода Фалька – это задумчивые парижские
зарисовки и пейзажи французских провинций: он проводит лето 1929 года на Корсике, а
провинция Бретань станет для него местом особого вдохновения, куда он едет летом
1934 и 1935 гг. Париж Роберта Фалька, по словам искусствоведа Казарновской, передает
какое-то особое ощущение беспокойства, очевидно связанное с внутренними
переживаниями художника о неизвестном будущем. Он говорит, что находит особую
привлекательность и гармонию в этих неприглядных серых домах и бедных улицах, что
создает его неповторимый стиль той эпохи.
Но французский период его творчества не ограничивается одними пейзажами; в 30-е годы он пополняет свою коллекцию натюрмортами, портретами и серией обнаженных, используя различные изобразительные методы – масло, акварель или
гуашь, а также применяя технику графики. Отмечается особая «поэтическая
философия» его произведений французского периода, часть которых он оставит в
парижской галерее Ван Леера (Galerie Van Leer) перед отъездом в СССР.
Первый показ работ Фалька во Франции происходит во время Выставки
произведений 4-х советских художников (15 декабря 1928 – 12 января 1929, галерея
l’Hirondelle, Париж), организованной в год его приезда французским обществом
сближения с СССР (Cercle de la Russie Neuve) и Полномочным Представительством
СССР в Париже. Эта выставка состоит из персональных выставок четырех художников,
выставляющих живопись, книжную графику, рисунок, декоративное искусство; она
пополнена кустарными изделиями различных регионов СССР. Наряду с Фальком
выставляются Натан Альтман, Петр Вычегжанин и Сергей Чехонин, также
направленных в командировку Наркомпросом.
Первая персональная выставка Фалька в Париже будет организована в галерее
Zak в 1929 году (15-31 марта) и получит многочисленные положительные отзывы во
французской прессе. Эта галерея, владельцы которой имели русско-польские корни,
часто выставляла художников русского происхождения, среди которые были Шагал и
Кандинский. Известный французский художественный критик Вальдемар Жорж,
популяризатор русско-советского искусства, комментируя первую выставку Фалька,
озаглавил свою хвалебную статью «Известный русский живописец в Париже». Также
положительно отзывается и искусствовед Максимильян Готье. В статьях
подчеркивается перелом в искусстве Фалька с начала 20-х годов, время ухода
художника от абстрактных форм и интенсивных красок к более реалистическим
тенденциям, к «сосредоточенности концепции и проникновенному отношению к
пейзажным и фигурным темам». Многие отмечают оригинальность, цветовую
гармонию и редкую выразительность его полотен. Но чаще всего французские
специалисты, плохо знакомые с советским искусством 20-х годов, в картинах Фалька
пытаются найти ответы на вопрос об эволюции революционного советского искусства в
целом. Некоторые из них находят в его творчестве типичные стороны советского
искусства, другие не разделяют это мнение. Жорж Шарансоль, знакомясь с работами
Фалька на выставке 1929 года, отмечает:
[…] вот и мы в России вместе с Фальком. Русская живопись известна в Париже
благодаря Шагалу, Сутину, Терешковичу,..., а изобразительное искусство, созданное в
Советской России, нам почти неизвестно. Господин Фальк, представленный нам как
один из лучших московских художников, действительно заслуживает особого
внимания.
Другие специалисты считают, что Фальк бесспорно талантлив, но это талант
революционера, который помог ему разрушить всё старое и увидеть то, что необходимо
для нового созидания. Однако не все французские искусствоведы видят
революционную жилку в творчестве Фалька и видят его творчество с более
объективных позиций:
[…] этот художник, только что приехавший во Францию, - русский живописец
еврейского происхождения, и совсем не нужно искать в нем представителя советского
искусства. Он скорее сторонник и знаток современной французской живописи и
известен тем, что проповедовал французское искусство в России».
Другая персональная выставка-продажа Фалька пройдет в 1937 году (22 января –
6 февраля) в галерее Бонапарт, где будут представлены уже его французские работы,
выполненные маслом и гуашью. Впрочем, французские искусствоведы к тому времени
перестанут искать в его работах революционные отголоски советского периода.
Советские власти не запрещают в то время своим командированным художникам
общение с представителями русской эмиграции. В той же галерее Zak, несколько
месяцев спустя, пройдет Выставка группы русских художников (3-16 января 1930 г.),
объединяющая около 20 художников русской эмиграции, среди которых представлены
работы Р.Фалька, Н.Альтмана, Н.Глущенко и С. Фотинского. А через год Фальк будет
выставляться в парижской галерее L’Époque на выставке художественной группы Числа
(23 марта – 9 апреля 1931 г.) вместе с другими 24-мя мастерами русского
происхождения, работающими и живущими в Париже.
Фальк в своих французских картинах не избегает и социальных тем и даже
становится участником французской художественной группы Les Indélicats, созданной в
1932 году, излюбленными сюжетами которой являются сатирическое, социально-
агитационное и революционное искусство. Кульминацией их совместного творчества
стала выставка, организованная в парижской галерее современного левого искусства
Billiet-Vorms (17-30 июня 1936 г.), где Фальк совместно с Андре Фужероном и Эдуаром
Пиньоном, известными французскими художниками левого течения, а также с другими
членами группы представляют 9 альбомов из 15 гравюр на различные социальные
темы. Организацией этой выставки занимается Пьер Вормс, директор галереи,
имеющий тесные контакты с ВОКСом и являющийся инициатором советско-
французского художественного обмена 30-х годов.
Последнее появление Фалька на парижских выставках произойдет в 1936 году
(26 июня – 10 июля), опять же в галерее Zak, где будет собрана коллекция под
названием «Русские художники», представленная 42-мя художниками русской
эмиграции. Это событие организовано журналом «Наш Союз», органом Союза
возвращения на Родину. А год спустя Фальк станет активным участником Всемирной
выставки 1937 года в Париже, будучи одним из редких представителей советских
художников, живущих на тот момент во Франции. Он ежедневно присутствует на
выставке, наблюдает за ее развитием, и его личные воспоминания являются редчайшим
свидетельством искусствоведа-очевидца. Предметом его искусствоведческой оценки
является не только работа Советского павильона, но и вся выставка в целом.
Зафиксированные в его дневнике описания, далекие от идеологической
направленности, включают в себя и тонкий художественный анализ увиденного, и
полезную критику знатока слабых и сильных сторон экспозиции, и объективные детали
оформления залов Советского павильона, в которых Фальк принимает
непосредственное участие. Во время выставки художник работает экскурсоводом по
Парижу для советских делегаций и всячески способствует организации Советского
павильона. Французское Министерство Торговли и Промышленности наградит Фалька
дипломом Эксперта выставки.
По возвращении в СССР, как и положено советскими художественными
органами, Фальк организует выставку работ своего «французского периода»,
прошедшую в 1939 году в Москве в Доме Литераторов и в ЦДРИ. А во время Великой
Отечественной войны, находясь в эвакуации в Самарканде, Фальк читает для студентов
художественных школ интереснейшей и редчайший по содержанию цикл лекций о
французском искусстве и об организации художественной жизни во Франции 30-х
годов.
Татьяна Транквиллицкая. Cлавяновед, Лилльский Университет, Франция, 2014.
Литература:
1. Artistes russes, Exposition organisée par la revue Notre Union, Galerie Zak, Paris, Du 26 Juin au 10 Juillet 1936, цитируется по Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я., Художники русского зарубежья 1917-1939: Биографический словарь, СПб, Нотабене, 1999, л. 677, 685, 695.
2. Bergé Pierre, Vente Art Impressionniste & Moderne [каталог на франц. языке], Salle des Beaux-Arts, Bruxelles, 28 avril 2008, стp. 74.
3. Catalogue raisonné du Salon des Indépendants, 1884-2000. Les indépendants dans l’histoire de l’art, Paris, Salon des Indépendants, Grand-Palais des Champs-Élysées, стp. 355 [каталог на франц. языке]
4. Exposition d’un groupe russe, (Préface de Maximilien Gauthier), Galerie Zak, Paris. Du 3 au 16 Janvier, 1930 [каталог на франц. языке]
5. Groupe Artistique Tschisla [Числа] présente les Maîtres et Jeunes Artistes d’origine russe travaillant à Paris, à la Galerie «L’Époque», 22, Rue la Boёtie, Paris. Du 23 mars au 9 avril [1931]. [Приглашение], цитируется по Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я., Художники русского зарубежья 1917-1939: Биографический словарь, СПб, Нотабене, 1999, л. 673, 684, 693.
6. Notre Union, Paris, 1936, n° 7-8.
7. Ory Pascal, La belle illusion : culture et politique sous le signe du Front populaire (1935-1938), Plon, Paris, 1994, л. 234.
8. Sanchez P., Dictionnaire du Salon d’Automne, répertoire des exposants et liste des œuvres présentées, tome second : 1903-1945, Dijon, l’Échelle de Jacob, 2006, стp. 511 [каталог на франц. языке]
9. ГА РФ : ф. 5283, оп. 9, ед. хр. 46, л. 26об. (дневник референта по романским странам П. Рабиновича, 1928); л. 57 (отчет о работе Романского сектора ВОКСа, 1929).
10. Казарновская А.М., Р. Фальк: 1886-1958, Каталог выставки графики, Новосибирск, Академгородок, 1978, стр. 3, 4, 30.
11. РГАЛИ: ф. 3018, оп. 1, ед. хр. 135, passim (о Всемирной выставке 1937 года в Париже, дневник Р.Фалька); ф. 3018, оп. 1, ед. хр. 134, 135, 136 (записи лекций Фалька в Самарканде о французском искусстве); ф. 3018, оп. 1, ед. хр. 235, л. 20-21 (каталог и приглашение на Выставку произведений 4-х советских художников); л. 26-27 (приглашение и каталог на Выставку группы русских художников, 1930); л. 32 (статья в Paris Phare от 22 марта 1929); л. 36 (статья Georges Charensol, Art Vivant); л. 38 (статья J. B., Arts et Lettres), л. 58 (приглашение на выставку «Русские художники», каталог, 1936; приглашение на персональную выставку-продажу, 1937), ф. 3018, оп. 2, ед. хр. 62 (диплом, выданный Фальку на Парижской выставке, 1937)
12. Числа, Paris, 1931, N° 6, p. 253-254.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-09-08 (31417 Прочтено) [ Назад ] |
|
|