| |
СОКОЛОВ М. К. __________________ SOKOLOV MihailСоколов Михаил Ксенофонтович 1885-1947
СОКОЛОВ Михаил Ксенофонтович.
6 сентября 1885 (Ярославль) — 29 сентября 1947 (Москва)
График, живописец.
Родился в семье ремесленника К. Н. Соколова. Первоначальное художественное образование получил в городских классах рисования у П. А. Романовского. На деньги одного из ярославских купцов в 1903 переехал в Москву и поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, где занимался у С.-В. Ноаковского и С. И. Ягужинского. Однако курса не закончил.
В 1907 был призван в армию, служил матросом на корабле Балтийского флота. В 1909–1914 жил попеременно в Москве и Ярославле. В 1912 участвовал в выставке Московского товарищества художников. В начале Первой Мировой войны вновь мобилизован на военную службу, до 1917 был матросом запаса при штабе во втором Балтийском флотском экипаже в Петрограде. В 1917 в составе отрядов революционных матросов участвовал в Февральской революции, а также в июльском большевистском мятеже.
Все это время не оставлял занятий искусством. Увлекся творчеством авангардистов, сблизился с художественным критиком Н. Н. Пуниным. В 1916–1917 принимал участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде. В 1916 женился на художнице Н. В. Штемберг (брак продлился два года).
В 1918 покинул Петроград, некоторое время жил в Ярославле. Экспонировал свои работы на выставке Ярославского художественного общества в отдельном зале. В 1918–1919 преподавал в гимназии города Сергач Нижегородской губернии. В 1919 был назначен заведующим губернскими декоративными мастерскими при Ярославском Губнаробразе. Участвовал в организации Государственных Ярославских свободных художественных мастерских. В 1921 преподавал в свободных художественных мастерских в Твери.
В 1923 переехал в Москву, работал руководителем студии Пролеткульта. С 1925 преподавал в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти 1905 года и Ярославском художественно-педагогическом техникуме.
В 1928 вторично женился — на М. И. Баскаковой (брак продлился до 1935). В 1929 в доме А. И. Герцена в Москве открылась первая персональная выставка работ Соколова. В середине 1920-х создал обширные живописные и графические циклы: «Страсти», «Странствующие комедианты», «Цирк», «Воображаемые портреты». В 1933 принял участие в выставке «Художники РСФСР за XV лет. Графика» в Москве. В 1934 вступил в МОСХ.
Много занимался книжной графикой, сотрудничал с издательством Academia. Выполнил иллюстрации к книгам «Оливер Твист», «Домби и сын» Ч. Диккенса (1932–1933), «Орлеанская девственница» Вольтера (1934–1935), «Божественная комедия» Данте (1936). В 1930-х работал над сериями «Уходящая Москва», «Французская революция», «Музыканты», «Всадники», продолжил цикл «Воображаемые портреты».
В 1936–1938 преподавал в Институте повышения квалификации. В 1936 участвовал в выставке живописи, скульптуры, графики (Всекохудожник) в Москве, вошедшей в историю искусства под названием «Выставки незамеченных» (по названию статьи А. М. Эфроса).
В конце 1938 арестован по ложному доносу. Обвинен в пропаганде к свержению, подрыву или ослаблению советской власти, приговорен к семи годам лишения свободы. Сослан на станцию Тайга Кемеровской области. В 1943 из-за тяжелой болезни освобожден (реабилитирован в 1958). Некоторое время жил в Свердловске, затем Ярославле. В ноябре 1943 поселился в Рыбинске, где работал руководителем изобразительного кружка при местном дворце пионеров. Создал иллюстрации к книгам «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Анна Каренина», «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина.
В 1947 в связи с онкологическим заболеванием госпитализирован в больницу им. Склифосовского в Москве, где вскоре умер. Был похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
В 2005 в Государственной Третьяковской галерее и Ярославском художественном музее были организованы ретроспективные выставки произведений художника.
Соколов — один из наиболее виртуозных рисовальщиков и значительных книжных иллюстраторов своего времени. Его творческую биографию можно условно разделить на три этапа: до 1923, с 1923 по 1938, после 1938. В ранний период художник, воспитанный на эстетике символизма, прошел через увлечение импрессионизмом, кубизмом, футуризмом. Работы этого времени чрезвычайно редки, так как Соколов в середине 1920-х уничтожил все созданное до 1923. Сохранились лишь те из произведений, которые были подарены друзьям или приобретены Государственным музейным фондом. В начале 1920-х он отошел от левых течений, став приверженцем мастеров старого искусства. Второй этап — наиболее плодотворный, только цикл «Страсти» насчитывал более 500 листов. Излюбленной техникой Соколова этого времени была тушь в сочетании с пером и кистью. Основную часть работ последнего периода составляют выполненные в заключении миниатюры: вымышленные пейзажи и сценки, считающиеся вершиной искусства художника. При их создании Соколов, стесненный в традиционных технических средствах, использовал подручные материалы — грифели цветных карандашей, уголь, мел, спичку, зубной порошок и даже битый кирпич, добиваясь необычайной выразительности.
Творческое наследие художника очень велико. Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями работ Соколова обладают Государственная Третьяковская галерея, Ярославский художественный музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-02-26 (13775 Прочтено) [ Назад ] |
|
|