Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12Китайка Константин Демьянович
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

КИТАЙКА К. Д. ________________ KITAYKA Konstantin

Китайка Константин Демьянович
1914-1962

  • творчество
  • статья о художнике

  • Константин Демьянович Китайка (1914-1962).
    Родился в 1914 году в крестьянской семье, детство провел в молдавском селе Подоймица. Образование получил в Московском художественном институте, где он занимался живописью в мастерской профессора П.Д.Покаржевского. В 1942 году молодой художник получил диплом и сразу же ушел на фронт, прошел всю войну до самой Победы и вернулся кавалером боевых наград.
         Еще будучи фронтовиком, в 1943 году он вместе с такими известными мастерами, как Е.Вучетич, Н.Жуков, Л.Голованов, В.Вогаткин, поступает в Студию военных художников имени М.В.Грекова и работает в ней до конца жизни. С войны Китайка вернулся с многочисленными зарисовками и этюдами, в которых запечатлел картины фронтовых будней, запоминающиеся моменты боевых операций, таких, например, как битва за Берлин. Это были бесценные документальные материалы.
         Один из фронтовых эпизодов, запомнившихся художнику, - участие в глубоком рейде советской конницы по тылам противника. Как раз тогда у художника родился замысел картины "Рейд в тыл врага" и возникла идея парного портрета видных кавалеристов генерал-майора И.В.Тутаринова и полковника М.В.Турчанинова. Здесь же, на фронте, был сделан подготовительный этюд к портрету, по которому в 1945 году Китайка выполнил большое полотно.
         Большое внимание в своем послевоенном творчестве Китайка уделял историко-революционной теме. Она нашла развитие в его работах , посвященных выдающемуся полководцу гражданской войны Г.И.Котовскому. Неповторимый образ легендарного комбрига воссоздан художником в картине "Котовский в бою", а также в ряде портретных композиций. Еще одна работа Китайки, посвященная Г.И.Котовскому, - конный монумент, установленный в Кишиневе в 1953 году. В его создании художник принимал участие совместно со скульптором Л.Дубиновским, И.Першудчевым и А.Посядо.
         Крупноформатное полотно "Чапаев", написанное в 1955 году, - одна из самых запоминающихся работ художника. За годы творческой деятельности К.Д.Китайка создал целую галерею портретов своих современников. Среди них мы встречаем передовиков труда, писателей, артистов.Одно из лучших портретных произведений Китайки - полотно, запечатлевшее черты О.Котовской, жены славного полководца. К числу других творческих удач художника в этом жанре следует отнести портреты председателя колхоза В.Данилюка, доярки В.Мунтян, народных артистов Молдавской ССР К.Штирбу и Е.Уреке.
         Китайка прожил недолгую, но творчески насыщенную жизнь. Он был постоянным участником экспозиций Студии военных художников имени М.Б.Грекова, а также московских, республиканских и всесоюзных выставок. Произведения Китайки неоднократно демонстрировались за рубежом, в Венгрии, Китае, ГДР. Умер К.Д. Китайка в Москве в 1962 г.


    В.И.Чапаев. 1955. Х.М. 260х310 см.

    Портрет дважды героя Советского Союза генерал-лейтенанта В.С.Петрова. 1954. Х.М. 78х66 см.



    В.Г.Цыплаков, К.Д.Китайка (Из семейного архива Цыплаковых).



         А. Жуков
         Константин Демьянович Китайка. Сто памятных дат.

         Заслуженный деятель искусства Молдавской ССР Константин Демьянович Китайка (1914-1962) принадлежит к числу художников, творческий путь которых определила Великая Отечественная война. Он родился в 1914 году в крестьянской семье, детство провел в молдавском селе Подоймица. Образование получил в Московском художественном институте, где он занимался живописью в мастерской профессора П.Д.Покаржевского. В 1942 году молодой художник получил диплом и сразу же ушел на фронт, прошел всю войну до самой Победы и вернулся кавалером боевых наград.
         Интерес к военной теме, с которой Китайка связал свое творчество, не случайно проявился у него уже в последние годы учебы в институте - ведь они совпали со временем самых тяжелых испытаний, переживаемых тогда нашей страной. Молодого художника привлекали образы воинов, сильных и мужественных защитников Родины. Именно таким он представил генерал-лейтенанта Белова в портрете, ставшем его дипломной работой.
         В армии, деля с товарищами все тяготы фронтовой жизни, Китайка не оставляет занятий искусством, ищет темы для своих будущих произведений, новых героев, убеждаясь в правильности избранного им творческого пути. Еще будучи фронтовиком, в 1943 году он вместе с такими известными мастерами, как Е.Вучетич, Н.Жуков, Л.Голованов, В.Вогаткин, поступает в Студию военных художников имени М.В.Грекова и работает в ней до конца жизни.
         С войны Китайка вернулся с многочисленными зарисовками и этюдами, в которых запечатлел картины фронтовых будней, запоминающиеся моменты боевых операций, таких, например, как битва за Берлин. Это были бесценные документальные материалы. Столь же важным для дальнейшего творчества Китайки был его собственный человеческий опыт боевой жизни, переживания и наблюдения художника-солдата, которые затем легли в основу его произведений.
         Один из фронтовых эпизодов, запомнившихся художнику, - участие в глубоком рейде советской конницы по тылам противника. Как раз тогда у художника родился замысел картины "Рейд в тыл врага" и возникла идея парного портрета видных кавалеристов генерал-майора И.В.Тутаринова и полковника М.В.Турчанинова. Здесь же, на фронте, был сделан подготовительный этюд к портрету, по которому в 1945 году Китайка выполнил большое полотно. Он изобразил своих героев на сильных, могучих конях. Пластический и композиционный строй картины убедительно раскрывает мужественный и волевой характер кавалеристских командиров, внося в их образы эмоциональную глубину и монументальное звучание, которое станет типичным для многих последующих работ мастера. Парный портрет кавалеристов вызвал большой интерес зрителей, снискав известность автору.
         Большое внимание в своем послевоенном творчестве Китайка уделял историко-революционной теме, интерес к которой характерен для многих художников-грековцев. Обращение к ней именно в этот период закономерно, поскольку она помогала мастеру глубже осмыслить истоки героизма Советской Армии в Великой Отечественной войне.
         Историко-революционная тема нашла развитие в работах Китайки, посвященных выдающемуся полководцу гражданской войны Г.И.Котовскому. Неповторимый образ легендарного комбрига воссоздан художником в картине "Котовский в бою", а также в ряде портретных композиций.
         На одном из полотен ("Портрет героя гражданской войны Г.И.Котовского", 1948) полководец представлен на коне, с обнаженной саблей, готовым ринуться в бой. Художнику удалось передать в своем герое момент внутренней динамики, пластически выраженной в порыве едва сдерживаемого движения и определяющей образный строй этого произведения.
         На втором, более статичном портрете Г.И.Котовский изображен как военачальник, решающий сложную тактическую задачу и готовый через мгновение повести за собой сотни бойцов.
         Третья работа Китайки, посвященная Г.И.Котовскому, - конный монумент, установленный в Кишиневе в 1953 году. В его создании художник принимал участие совместно со скульптором Л.Дубиновским, И.Першудчевым и А.Посядо.
         К историко-революционной теме художник не раз обращался и в последующие годы в таких картинах, как "Накануне Октября", "Чапаев". Крупноформатное полотно "Чапаев", написанное в 1955 году, - одна из самых запоминающихся работ художника. Полное живописной и пластической динамики, оно несет на себе печать лучших традиций советской батальной живописи, у истоков которой стоял М.Б.Греков. Эти традиции своеобразно преломились и в другой работе мастера, выходящей за рамки исторического жанра, - картине "Скачки".
         За годы творческой деятельности К.Д.Китайка создал целую галерею портретов своих современников. Среди них мы встречаем передовиков труда, писателей, артистов. В образах этих людей, занятых мирным трудом, живущих и работающих рядом с нами. Китайка старается прикоснуться к их душевному миру, передать их настроение, переживания. В этих полотнах он выступает как серьезный мастер психологического портрета.
         В портрете Героя Советского Союза П.Вершигоры, где писатель-партизан изображен на минуту оторвавшимся от чтения книги, перед зрителем предстает человек большой внутренней силы, могучей мысли, наделенный в то же время богатством сердечного тепла. Одно из лучших портретных произведений Китайки - полотно, запечатлевшее черты О.Котовской, жены славного полководца, - образ проникновенный и полный душевного обаяния. К числу других творческих удач художника в этом жанре следует отнести портреты председателя колхоза В.Данилюка, доярки В.Мунтян, народных артистов Молдавской ССР К.Штирбу и Е.Уреке.
         Китайка прожил недолгую, но творчески насыщенную жизнь. Он был постоянным участником экспозиций Студии военных художников имени М.Б.Грекова, а также московских, республиканских и всесоюзных выставок. Произведения Китайки неоднократно демонстрировались за рубежом, в Венгрии, Китае, ГДР. Искусство этого художника всегда находило живой отклик у зрителей.




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-11-06 (29441 Прочтено)

    [ Назад ]
    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.235 секунды