| |
ТЫРСА Н. А. ____________ TYRSA NikolayТырса Николай Андреевич 1887 - 1942
Тырса Николай Андреевич. 9 мая 1887 (с. Аралых Эриванской губернии) — 10 февраля 1942 (Вологда)
Живописец, график.
Родился в семье офицера Кубанского казачьего войска. В 1897–1905 учился в реальном училище в Екатеринодаре. В 1905 поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств. Занимался с перерывами, курса обучения не окончил. В 1907–1910 посещал Школу живописи и рисования Елизаветы Званцевой, учился под руководством Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. В 1910–1911 посещал вечерние сеансы рисунка в мастерской В. В. Матэ.
В 1909, 1911–1912 посетил Новгород, Ярославль, Ростов Великий, Ферапонтов монастырь, Романов-Борисоглебск, где изучал памятники древнерусского искусства. В 1910 принял участие в реставрации фресок собора Святого Василия в Овруче. В 1911 работал помощником Н. К. Рериха в росписи Спасской церкви в Талашкино.
С 1915 участвовал в выставках «Мира искусства» в Петрограде и Москве. В 1915 совместно с С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем выполнил росписи в перестраиваемой части Юсуповского дворца в Петрограде.
В 1916 призван в армию, служил рядовым в броневом автомобильном дивизионе. Вступил в «Союз молодежи». В 1917 стал одним из учредителей объединения «Свобода искусству».
После революции много преподавал. Стал профессором живописи и рисунка Высшего училища декоративных искусств. В 1918 назначен комиссаром Первых Государственных свободных мастерских декоративных искусств, руководил их реорганизацией во ВХУТЕМАС. В том же году занимался праздничным оформлением Петрограда к первой годовщине Октября, разрабатывал панно и лозунги для Невского проспекта. В 1920 участвовал в художественном оформлении города к празднику 1 Мая. С 1921 работал как художник книги, оформил «Комедию о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе».
В 1922 вступил в «Объединение новых течений в искусстве». Работы Тырсы экспонировались на первой русской художественной выставке в Берлине. С 1924 преподавал рисунок и акварель в институте гражданских инженеров. С 1925 сотрудничал с ленинградской редакцией Отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Годом позже вступил в объединение «4 искусства».
В 1928 создал серию рисунков ламповой копотью и сепией. В 1930 обратился к технике масляной живописи.
С 1931 преподавал и заведовал кафедрой в Вечернем строительном институте. В 1932 стал одним из членов-учредителей ЛОСХа. В 1932–1936 руководил кафедрой рисунка и преподавал рисунок и акварель на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. К 1933-му относятся первые опыты Тырсы в литографии.
В 1936 принял участие в первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, выступил с речью о художественном оформлении детской книги и эстетическом воспитании. В 1936 руководил занятиями в студии живописи и рисунка при ленинградском Доме архитекторов. В 1938–1939 возглавлял мастерскую монументальной живописи в Киевском художественном институте.
В 1939–1940 в экспериментальной графической мастерской ЛОСХа разработал новый способ цветной литографии — размывку кистью по камню. В 1939 назначен руководителем художественного совета при ленинградском отделении Торговой палаты, консультировал сектор рекламы и торговой пропаганды. В 1940 был утвержден членом ученого совета Государственного Русского музея.
В 1940–1941 вместе с А. А. Успенским и В. И. Мухиной работал в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике.
Незадолго до начала Второй мировой войны, 15 июня 1941, открылась первая персональная выставка Тырсы в Русском музее. После начала войны работал в «Боевом карандаше». 22 февраля 1942 эвакуирован ЛОСХом из Ленинграда в Вологду. 10 февраля того же года умер в вологодском госпитале.
Тырса — один из лидеров Ленинградской школы 1920-х — 1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. Начинал исключительно как рисовальщик, и уже в 1915 о нем писали как о мастере со своей концепцией пластики. С середины 1920-х в его искусстве идет нарастание живописной стихии (в 1930-х он обратился к живописи маслом), вместе с которой приходит иная образная система с богатой эмоциональной тональностью и импровизационностью письма.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-02-28 (11640 Прочтено) [ Назад ] |
|
|