20.08.09. Горбульская (Садкова) В. В.
Александр Иванович Морозов
Воспоминания детства. Александр Иванович Морозов. ГОРБУЛЬСКАЯ (САДКОВА) В. В.
Вероника Викторовна Горбульская (Садкова) - дочь живописца и старожила Масловки, Виктора Садкова - делится своими воспоминаниями об Александре Ивановиче Морозове, с которым проживала по соседству и дружила с юных лет.
Вероника ГОРБУЛЬСКАЯ (САДКОВА).
ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА. АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ.
Наш 2-х этажный дом, напротив малого стадиона Динамо, представлял из себя коммунальное жилье. На 1-ом этаже 12 комнат, и в каждой комнате – семья художника. В одной из комнат жил дядя Саша (А.И. Морозов). Его большая комната была разделена перегородкой. В меньшей ее части стоял стол, стул и кровать. В большей – огромное колличество цветов и южных деревьев.Они росли в бочках, все были до потолка: фикусы, олеандры, пальмы и много других кустов и деревьев. Позднее я удивлялась, каким образом эти растения оставались цветущими и зелеными… В его комнате всегда жили какие-нибудь животные. Помню в детстве я собирала желтые цветочки одуванчиков и дядя Саша кормил ими свою черепаху. Кошки были всегда. В основном, с улицы, приблудные. Также жила у него сова, потом появилась галка и еще ворона. Как он работал, как писал картины – никто в доме не знал, потому что в эти часы он не любил, чтобы его беспокоили, и почти не выходил из своей комнаты. Однажды весной, когда еще не растаял снег, я увидела дядю Сашу сидящим на ящике в нашем дворе. Перед ним был раскрыт этюдник, и он писал старый сарай и дерево. Было холодно, а у него пот струился по щекам – так эмоционально он работал. Он увлекался музыкой, играл на гитаре и балалайке, причем исполнял классику: «Танец маленьких лебедей» Чайковского. Очень любил балет и хорошо в нем разбирался. В моей детской памяти особенно запомнился дядя Саша в балетной пачке и на пуантах, когда он в своей комнате репетировал «Умирающего лебедя», готовясь к «капустнику» в МОСХе. На следующий день дядя Саша рассказывал мне, что танцевал серьезно, по всем правилам, ничуть не утрируя, но хохот в зале стоял неимоверный. К тому времени он был уже далеко не стройный, но невероятно пластичный и гибкий. Поднимал ногу за пятку вверх без труда, и любил это демонстрировать. Каждый день в течении 40 минут делал гимнастику. Все упражнения были какие-то грациозные - сплошной балет.
Танцевать он учился у В.И. Цветаевой – сестры Марины Цветаевой. Он продолжал общаться с ней до ее глубокой старости. Однажды, в минуту откровения, он признался мне, что настоящим его призванием была не живопись, а балет.
В памяти сохранилось также, что в еде он был аскетичен, скорее всего из-за постоянной нужды. Вообще, непонятно, как он выживал. Но жалоб от него никто никогда не слышал. Когда я стала взрослой и у меня уже была своя семья, видеться с дядей Сашей приходилось редко. Каждый год в день его рожденья 15 марта я пекла ему пирог с капустой, который он очень любил, и отвозила его в дом у Курского вокзала куда он переехал. В эти дни мы подолгу разговаривали, вспоминали «Динамо», нашу жизнь в коммунальной квартире. Те вечера, когда он был в настроении и приходил к нам с гитарой или балалайкой, и когда музыка перемежалась со смешными пародийными номерами. Он очень талантливо изображал соседей, благо среди художников было много людей «специфических», и дядя Саша тонко подмечал эти их качества. Хохотали мы ужасно!! Еще он рассказывал о своей дружбе с Татлиным, и однажды даже пел мне по телефону романсы, которые они с Татлиным вместе разучивали. Татлин жил в соседнем доме и часто заходил к Морозову, причем, чаще всего, «вход» был через окно. Когда в 60-х годах, после персональной выставки, дядя Саша неожиданно разбогател (какой-то зарубежный меценат купил его работы), он попросил меня сходить с ним в магазин и помоч купить ему костюм, так как одежды у него практически не было. Мы очень смеялись, когда он рассказал о неожиданном приезде родственников, которые тотчас о нем вспомнили...
Вернуться в раздел "Публикации" |