Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Чернышев Николай Михайлович
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.

 · Ссылки
 · Напишите нам


Р е к л а м а





МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.



  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ЧЕРНЫШЕВ Н. М. __________ CHERNISHOV Nikolay

    Чернышев Николай Михайлович
    1885-1973

    Николай Михайлович Чернышев (1885-1973).
         Родился в с. Никольском Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, в 1892 г. переехал с матерью в Москву.
         Художник-монументалист, автор книг "Техника стенных росписей" и "Искусство фрески в Древней Руси", воспитал целое поколение художников-монументалистов.
         В графических работах любимая тема Чернышева - образы детей и подростков, пейзажи, образы древнерусских живописцев.
         В 1970 г. Чернышеву присвоено звание - народный художник РСФСР.
         
         Основные даты жизни и творчества:
    1885 - Родился 3 апреля (21 марта по старому стилю) в селе Никольском Тамбовской губернии Борисоглебского уезда (ныне Воронежская область).
    1890 - После смерти отца семья переезает в Рязань.
    1892 - Переезжает с матерью в Москву, заканчивает начальную школу, учится в Солодовниковском коммерческом училище.
    1900 - Посещает воскресные, а позднее вечерние классы в Строгановском училище.
    1901-1911 -Учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова, А.Е. Архипова, К. Коровина.
    1910 - Поездка летом в Париж по окончании курса Училища. Занятия в частной студии "Академия Жюльена". Изучает музеи Лувра, копирует картину Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах".
    1911 - Выполняет дипломную работу "Покинутая скамейка" и получает за нее звание художника живописи. 1911-1915 - Учится в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, где работает по офорту в мастерской профессора В.В. Матэ и изучает технику монументальной живописи в мастерской профессора Д.И. Киплика.
    1912-1914 - Принимает участие в отчетных выставках художественного училища при Академии художеств.
    1913-1914 Вылолняет серию офортов и рисунков для гравирования "Мифологической азбуки".
    1914-1916 Сотрудничает в московском литературно-художественном ежемесячном журнале "Млечный путь" (редактор-издатель журнала А.М. Чернышев, брат художника).
    1916-1917 Отбывает воинскую повинность в царской армии на румынском фронте.
    1917 Эвакуация с фронта по болезни в военный госпиталь.
    1918 Принимает участие в оформлении первых революционных праздников в Москве. Вступает в Союз художников-живописцев Москвы.
    1919 Призывается в Красную Армию: командируется как специалист во Вхутемас (Высшие художественно-технологические мастерские) на должносгь профессора по кафедре техники монументальной живописи.
    1920-1928 Преподает технологию живописи во Вхутемасе. Приглашен также на должность профессора по мастерской монументальной живописи.
    1921-1926 Участвует в организации одного из первых в Советской России объединения художников и поэтов "Искусство-жизнь" ("Маковец"), принимает активное участие в издании двух номеров журнала "Маковец", участвует во всех выставках обьединения.
    1927-1930 Научный сотрудник, а затем и член-корреслондент Государственной Академии художественных наук (ГАХН).
    1928-1940 Участвует в различных выставках советского искусства за рубежом (Кельн, Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Берн, Венеция и т.д.].
    1928-1930 Преподает во Всесоюзном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве, где заведует монументальным отделением на живописном факультете.
    1930 Выходит в свет книга Н.М. Чернышева «Техника стенных росписей» 1933-1936 Председатель секции монументальной живописи Московского Союза художников.
    1935 Участвует в оформлении Дома пионеров и октябрят в Москве.
    1935-1948 Принимает участие в организации и работе мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.
    1936-1949 - Преподает в Московском художественном институте.
    1941 Эвакуируется после начала Великой Отечественной войны с семьей в Нальчик, затем - в Тбилиси и Самарканд.
    1942-1944 Живет и работает в эвакуации в Самарканде. Преподает в эвакуированных из Москвы и Ленинграда художественных вузах. Создает серию работ акварелей и маслом, посвященных Самарканду.
    1945 - Делает доклад в Академии художеств в Ленинграде «Александр Иванов как крупнейший монументалист XIX столетия».
    1954 - Выходит в свет книга Н.М. Чернышева "Искусство фрески в древней Руси".
    1960 - Участие в групповой выставке "Фаворский, Чернышев, Фрих-Хар, Кардашев".
    1961 - Вышла в свет первая монография о творчестве Н.М. Чернышева (написанная искусствоведом Д.С. Бубновой).
    1962 Присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР.
    1963 Проходит с большим успехом персональнов выставка (совместно со скульптором Крандиевской).
    1970 Присвоено почетное звание Нородного художника РСФСР.
    1973 14 сентября Николай Михайлович Чернышев умер.


  • Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.

    Чернышев Николай Михайлович (1885) по окончании в 1911 г. Московского училища живописи поступил в Петербургскую Академию художеств, где работал по офорту в мастерской проф. Матэ и одновременно изучал фреску и другие способы монументальной живописи в декоративной мастерской проф. Киплика.
    С 1919 г. по 1921 г. служил в Красной армии, затем был профессором по кафедре техники монументальной живописи в Московском Вхутеине, где работал по 1930 г.
    Участник выставок «Московский салон», «Мир искусства», «Маковец». ОМХ, АХР и заграничных.
    Работы имеются в Гос. Третьяковской галлерее, Русском музее и др. музеях.

    (Работа: «Юный авиамоделист Боря Семенов». Рисунок).




    Поля

    Пионерка Деревцева



    Фурия. 1915.

    Вакханки. Афорт. 1914.



    Автопортрет. 1920-21 гг.

    Отроковица. 1923. Холст на фанере, масло. 43х39 см.



    Утро на Неве. 1945. 



    Город. 1921.

    Девочка с букетом



    Портрет Елисеевой. 1921. Бумага, кар. 35,5х39 см.

    Автопортрет. 1922



    Песня революции. 1932

    Пионерки. 30-е годы.



    Муза. 1921.

    Портрет Н.М. Чернышева (худ. Чернышева Е.Н.)



    Пионеры. 1923

    Уличная сценка. 1926.



    Заплетает косу. 1931 г. ГТГ.

    Люда. 1922.


    Верба распустилась. 1926 г. ГРМ.


    Люда (фрагмент)


    Купание с лодки. 1963 г.



    Девушка в голубой шапке

    Девочка с козленком. 1929. Х.М. 96х60 см. ГРМ



    Катя Чернышева

    В мастерской художника.1967 г.



    Венера. 1918

    Девушка с распущенными волосамию 1928 г.



    Весна и дева. 1966.



    Земной рай. 1970 г.



    Алимпий Печерский. 1971-1972 г.

    За городом. 1928.



    Крымский мост. 1940.



     

    Девочка в пальто. 1926. Б.К. 36х26,5 см.

    Купание у кривого дерева. 1930. Х.М. 45,5х104 см.



    Восход луны на озере Сенеж. 1949 г.



    Мста. 1958.



    Изборск.



    Новгородская мороженщица. 1928. Х.М. 54х71 см.

     



    Дмитрий Жилинский. "Семья художника Н.М.Чернышева". 1969



    Н.М. Чернышев с семьёй на Истре. 1962 г.


    Поэт А.М. Чернышев и художник Н.М. Чернышев. 1914.

    Чернышев Алексей Михайлович

    (1880, с. Никольское, Борисоглебского уезда Тамбовской губ. — 1961, Москва)
    Поэт, издатель и редактор двух московских литературно-художественных журналов для начинающих поэтов и художников: «Млечный путь» (1913–1916) и «Маковец» (1921–1926).
    Отец Чернышева мещанин, владел хутором и мельницей.
    С 6 лет Алексей начал читать и писать. В 7 лет прочитал «Вечера на хуторе...» Гоголя и «Капитанскую дочку» Пушкина и в это же время начал сам писать стихи.
    После смерти отца (1892) семья переезжает в Москву на Б.Якиманку (д.Новикова), потом Якиманская набережная, д. Пантилеева. Мать отдала его в «мальчики» к купцу, который оказался высококультурным человеком. После окончания работы мальчики занимались со студентом — изучали русский язык, арифметику, географию, закон Божий. Студент был филологом, что очень помогло ему.
    После четырехлетней работы у этого купца он становится приказчиком. И в это же время вступает в кружок «Писателей из народа» и одновременно слушает лекции Сакунина по истории литературы ΧΙΧ в. в Политехническом музее.
    Вот и все его образование. Но проходил ряд наук у таких людей как В.Брюсов, А.Белый, Вяч. Иванов и др. (литературные вечера). Кружок «Писатели из народа» не удовлетворял его. И он решил издавать свой журнал. В 1913 г. он получил разрешение на издание журнала.
    Помог в этом его брат Николай Михайлович Чернышев. Он придумал название журнала — «Млечный путь» (1913–1916) и взял организацию художественного отдела. Сделал первую обложку журнала, печатал эссе под псевдонимами «Омутов», «Ов».
    «Алексей Михайлович Чернышев путем самообразования стал в уровень своего века. Врожденное дарование сделало его поэтом а организаторские способности — редактором и издателем передовых журналов искусств «Млечный путь» и «Маковец». Он не только безвозмездно и бескорыстно вкладывал в издание журнала все заработанные деньги, но и отдавал все свободное время и душу. Он и сам был талантливым поэтом и печатал также свои стихи в журнале». (Н.М.Чернышев).
    В журнале «Млечный путь» впервые опубликовал свои стихи С.Есенин, печатались как известные, так и начинающие поэты: И.Северянин, С.Дрожжин, Н.Ляшко, А.Новиков-Прибой, А.Решетов, Н.Рудин, Д.Богородский, М.Папер, А.Черный и др.
    Журнал объединял и талантливых художников: В.Барт, М.Добров, Н.Тырса, С.Эрзя, И.Скуйе, А.Ястржембский, М.Курилко, Н.Чернышев и др. Секретарем журнала была жена Алексея Михайловича — Прасковья Ивановна. Были устроены субботы в квартире Алексей Михайлович (ул. Садовники, 9). На собрание приходил С.Дрожжин, И.Толстой, Бурмистров, приходили и футуристы.
    В 1911 г. в альманахе «Луч» и в литературно-художественном сборнике «Проблески» напечатаны Алексея Михайловича Чернышева. Он делал пожертвования для Красного Креста (август 1914, эвакуационный пункт).
    В 1907 г. издательское объединение «Группа молодых» выпустило литературно-художественные альманахи «Люд и мысли», «Свет и тени», «Жизнь и люди», в которые входили С.Беляев, Ф.Благов, П.Низовой, П.Плохов, А.Чернышев.
    Второй журнал А.М.Чернышева — «Маковец». Группа художников и литераторов решила организовать новое объединение, уговорив Алексея Михайловича продолжить издательскую деятельность (к. 1921 г.)



    Живет с августа 1921 г. на М.Серпуховской (ныне Люсиновская), д. 29. Главным редактором и издателем стал поэт А.М.Чернышев. Заведующим литературным отделом А.Решетов. По предложению С.Романовича журнал был назван «Маковец» в честь легенд холма, на котором Сергий Радонежский основал свой монастырь. Это подчеркивало причастность к русской духовной традиции. Когда Николай Михайлович Чернышев приглашал П.Флоренского сотрудничать, тот, узнав название журнала, сказал: «Мне все говорит название. Я — с вами».
    После «Ослиных хвостов»», «Пощечины общественному вкусу», — впервые заговорили о моральной значимости искусства; отсутствие общественного художественного идеала, стремление к синтезу, целостному художественному образу. Группа «Маковец» не являлась очередным «измом».
    Среди художников, вошедших в «Маковец», были: В.Барт, П.Бромирский, Л.Жегин, М.Родионов, М.Добров, С.Герасимов, К.Зефиров, Н.Тырса, В.Пестель, С.Романович, С.Синезубов, В.Чекрыгин, Н.Чернышев, А.Шевченко, А.Ястржембский и др.


    Николай Михайлович Чернышев в журнале заведовал художественным отделом. К сотрудничеству были приглашены как известные поэты В.Хлебников, Б.Пастернак, Антокольский, так и молодые одаренные литераторы А.Барютин (А.Решетов), Н.Ливкин, Е.Надзельский, Н.Рудин, Е.Шиллинг и др. После обсуждений были приняты Устав группы и Манифест, написанный Чекрыгиным.


    Обложка журнала "Маковец". (1885-1973).

    «Мы полагали, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нем начала живого и вечного...» (Пролог, 1922, №1.)
    «Здесь впервые заговорили о реализме, о монументальной форме». Художественное объединение «Маковец» просуществовало до 1927 г. Было выпущено 2 номера журнала и сделана обложка для третьего номера (В.Фаворским). У А.М.Чернышева, как он пишет, не было средств для издания журнала. Его раскулачили и лишили работы. Он уже никогда не работал. В последние годы жизни он продолжал заниматься поэзией, писал сонеты, элегии, эпиграммы, а также составил сборник редких русских пословиц и поговорок.
    «Жизнь ты прожил не зря... Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о журналах «Млечный путь» и «Маковец». Правда, есть еще мракобесы и злопыхатели... Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства» (Н.М.Ч. Письмо брату.)
    Архив А.М.Чернышева находится в Ленинской библиотеке и Литературном музее.
    А.М.Чернышев похоронен на Даниловском кладбище.



    Алексей Михайлович Чернышёв и его журнал “Млечный путь”

    16 марта 2011 года в мемориальном музее-мастерской С.Т. Конёнкова при содействии благотворительного фонда «Дельфис» состоялся вечер, посвящённый Алексею Михайловичу Чернышёву – издателю и редактору литературно-художественного журнала "Млечный путь" (1914-1916). Об этом всесторонне одаренном человеке, талантливом поэте, меценате, а также о созданных им уникальном литературно-художественном журнале и издательстве рассказала на вечере его племянница художница Полина Николаевна Чернышёва – дочь известного живописца Николая Михайловича Чернышёва. В семейном архиве бережно хранятся интересные воспоминания братьев Чернышёвых, а также сотрудничавших с издательством «Млечный путь» литераторов, написанные в 1959 году к сорок пятой годовщине выхода первого номера журнала. Эти бесценные материалы, составившие как бы литературный «венок» журналу «Млечный путь» легли в основу выступления Полины Николаевны Чернышёвой и настоящей статьи.

    Обложка журнала "Млечный путь".

    Прежде всего, необходимо отметить, что Алексей Михайлович Чернышёв задумал журнал как ежемесячное издание для поддержки начинающих литераторов и художников, принадлежащих к разным творческим течениям, в том числе и представителей радикального левого направления, как правило, не понятых и гонимых издателями. Вот почему для многих «Млечный путь» стал той единственной «дорогой к звездам», которая привела их к известности. Алексей Михайлович вспоминал: «Целью моей было дать возможность напечататься неизвестным молодым поэтам и писателям. В тогдашних журналах печатали только определённую группу писателей, и нужно было или исключительное дарование, или протекция видного писателя, чтобы попасть, даже в такой журнал, как «Нива»». Молодой предприимчивый издатель горел желанием сделать, по его словам «хотя тоненький, в один печатный лист, но приличный художественный журнал, чуждый типу тогдашних «Огонька» и «Нивы»». Для достижения этой цели он не только отдавал журналу всего себя, но и вкладывал в его создание собственные денежные средства, удивляя всех бескорыстием и горячей верой в успех своего предприятия.
    Близкие и друзья Алексея Михайловича, знавшие его много лет, отмечали, что это была незаурядная личность. Так, Николай Михайлович Чернышёв писал: - «Человек, не учившийся ни в какой, даже начальной школе, путём самообразования стал в уровень своего века».
    Алексей Михайлович родился в 1880 году в селе Никольском Тамбовской губернии в многодетной семье мещанина, владевшего хутором и мельницей, но так и не смог получить систематического образования. Одаренный мальчик самостоятельно изучал грамоту и уже в семилетнем возрасте смог прочесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. В эти годы он начал писать стихи и как впоследствии сам вспоминал «…завёл рукописный журнал, все отделы которого заполнял сам. За этот журнал отец меня строго наказал, а журнал уничтожил».
    После смерти отца в 1892 году семья Чернышевых переехала в Москву, где Алексея отдали в услужение к купцу, или, как тогда было принято говорить – в «мальчики». Ему повезло: хозяин оказался человеком не только образованным, окончившим университет в Гейдельберге, но и, по-видимому, добрым, так как поставил перед собой цель дать работающим у него детям начальное образование. Мальчики изучали русский язык, арифметику, географию, закон Божий, которые им преподавал студент-филолог, сумевший привить Алексею любовь к изящной словесности. В юности Чернышев продолжил самообразование на вечерних курсах в Политехническом музее, где он прослушал цикл лекций по истории литературы Х1Х века П.Н. Сакулина. В это время окончательно сформировались его мировоззрение и круг интересов: русская литература, изобразительное искусство, музыка. Он становится участником Суриковского литературно-музыкального кружка («Писатели из народа») - объединения писателей, певцов и музыкантов, вышедших из народа. Среди них поэты С.Д. Дрожжин, М.Л. Леонов, Ф.С. Шкулёв, Е.Е. Нечаев, Г.Д. Деев-Хомяковский, С.Н. Кошкаров (Заревой), С.Д. Фомин, писатель А.П. Чапыгин и многие другие. Позже некоторые «суриковцы», в том числе и Чернышёв публиковали свои произведения в «Млечном пути». Алексей Михайлович становится постоянным участником литературных вечеров, диспутов, где знакомится с Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Вячеславом Ивановым, оказавшим большое влияние на развитие его литературного дарования. Это была замечательная школа, расширяющая кругозор, формирующая тонкий вкус необходимый для понимания разнообразных сложных явлений происходящих в современной литературе и искусстве. Так Чернышев приобрел неоценимый опыт литературной работы, который помог ему стать издателем и редактором журналов «Млечный путь»(1914-1916) и «Маковец» (1921-1926).
    Однако своим настоящим призванием Алексей Михайлович всегда считал поэзию. «Его стихи чаруют своей искренностью и непосредственностью, их форма безукоризненна, их метрический стих молод и звучен», - писал литератор Н.М. Рудин. Но, Чернышев, зачастую забывая о собственном творчестве, неуклонно шел к поставленной цели: созданию нового литературно-художественного журнала. «На пути моём стояли большие трудности, - вспоминал он, - Средств у меня не было. По профессии я был приказчик, т.е. служил в бельевом магазине. На издание мне пришлось уделять из своего жалования, урезывая тем самым семейный бюджет. Предварительные попытки организовать кооперативное издательство при участии членов кружка «Писатели из народа», к которому я принадлежал, успеха не имели из-за несговорчивости членов кружка и противоречивых целей, выдвигаемых ими...».
    В 1913 году он обратился с просьбой к брату помочь ему в создании журнала. Николай Михайлович Чернышев в это время учился в Академии художеств в Петербурге и сначала не поддержал его идею, но затем не только согласился участвовать в этом рискованном предприятии, но и предложил поэтичное название для будущего журнала – «Млечный путь». Взяв на себя организацию его художественной части, он выполнил обложку к первому номеру журнала, появившемуся в январе 1914 года. Делал и некоторые другие обложки, заставки и виньетки. Он присылал в Москву свои рисунки и оригиналы рисунков других художников, указывал Алексею Михайловичу где лучше заказывать клише, проводил и другую организационную работу. Алексей Михайлович высоко ценил участие брата в создании журнала, и по его просьбе, иногда покупал работы у нуждающихся молодых художников.
    По его мнению «литературная часть была ещё неопределенна и пестра и очень отставала от художественной части с первых шагов оказавшейся серьёзной и интересной». Кроме того, Николай Михайлович проявил себя и как талантливый литератор, публикуя в «Млечном пути» свои эссе под псевдонимами «Омутов» и «О-ов».
    В «Млечном пути» впервые опубликовал свои ранние стихи С. Есенин. К 1915 году «Млечный путь» уже являлся единственным в России подлинно художественным серьёзным журналом среди тонких, дешёвых изданий. В нём печатались: Дмитрий Семёновский, Николай Ливкин, Амфиан Решетов, Евгений Недзельский, Сергей Есенин, Константин Маригодов, Яков Ильин, Мария Папер, Иван Коробов, Борис Пильняк, Фёдор Богородский, Николай Ляшко, Алексей Чернышёв, Игорь Северянин, Николай Колоколов, И. Бурмистров-Поволжский, Омутов, Николай Вечорик, Вл. Щуренков, Ф. Шкулёв и др;
    Ближайшими и активнейшими помощниками Николая Михайловича Чернышёва, являвшегося художественным редактором журнала, были художник М. А. Добров, а также В.С. Барт, который сам корректировал свою «Теорию композиции в живописи», интереснейшую работу, печатающуюся в нескольких номерах журнала «Млечный путь». В художественный отдел также входили: Н. Яныченко, И. Скуйе, Н. Тырса, В. Чернов, М. Родионов, Н. Львов, П. Шиллинговский, А. Ястржембский, М. Курилко, скульптор - С. Эрзя и др. Все они давали очень интересные работы.
    Алексей Михайлович, невероятно загруженный издательской и редакционной работой, вынужден был торговать в галантерейном магазине. Его секретарём и верным помощником была жена – Прасковья Ивановна Чернышёва. «В то время как редактор продавал дамские панталоны, секретарь объяснялся с многочисленными посетителями» - вспоминал Алексей Михайлович. После работы Чернышёв до глубокой ночи засиживался за чтением и корректурой рукописей, многочисленных писем, поступающих в редакцию из разных городов, не оставляя ни одного без ответа. Следует отметить, что его редакторский талант высоко ценили все, кто с ним непосредственно работал. Так, Н.М. Рудин отмечал: «Он имел такое острое чувство стиля и языка, такой тонкий литературный вкус, такой охват произведения, что это буквально поражало. Прочитывая на лету чьё–либо стихотворение или прозу, он сразу подмечал все их достоинства и недостатки. От него не скрывались все недочёты содержания и формы, и он тут же указывал на необходимость исправления, если это возможно. Он был принципиален и неумолим и никогда не соглашался принять неполноценную вещь даже от известного автора».
    Самым тяжёлым было материальное положение журнала. Несмотря на то, что сотрудники гонорара не получали, «Млечный путь» никакой выручки не давал, приходилось навязывать газетным киоскёрам журнал бесплатно, лишь бы они его согласились выставить на видном месте.
    Несмотря на это, «Млечный путь» со временем стал настоящим литературным центром, объединившим все передовое в литературе и искусстве. Алексей Михайлович писал: «Число участников журнала всё увеличивалось и многие сотрудники, жившие в Москве, ощущали потребность личного общения, обмена мнениями, критикой, и вообще собеседованиями». Так возникли знаменитые «субботы», когда вечерами в квартире Алексея Михайловича в доме купца Привалова на Садовнической улице собирались литераторы, художники, музыканты, засиживаясь, порой, до глубокой ночи. В этом же доме располагались издательство и редакция «Млечного пути», а также «суриковский» литературно-музыкальный кружок, членом которого, как мы упоминали выше, был Алексей Михайлович. Очень жаль, что этот старинный доходный дом – архитектурный памятник Москвы рубежа ХIX-XX веков построенный по проекту Э.К. Нирнзее, готовится к сносу.
    Как вспоминают участники «суббот», на них всегда было оживленно, возникали знакомства с интересными людьми: писателем Бурмистровым, с сыном Л.Н. Толстого поэтом Ильёй Львовичем Толстым, который был душой общества. Его стихи были опубликованы в первом номере «Млечного пути». Здесь можно было встретить и А.Н. Толстого, а также молодых начинающих поэтов, писателей, художников: Л.М. Леонова, Ф.С. Богородского, Н.Н. Асеева, Н.А. Павлович, В.П. Ютанова. Оживленные споры, чтение и обсуждение новых произведений, критическая оценка издаваемых книг – все это привлекало тех, кто дерзновенно искал новые средства выражения в литературе и искусстве. Среди посетителей «суббот» были и настоящие революционеры, участники событий 1905 года: поэт Ф.С. Шкулёв, писатели Николай Ляшко, А.С. Новиков-Прибой, поэты, печатающиеся в нелегальной большевистской печати, как например Семёновский. Рудин вспоминал: «Эти собрания протекали в смелых творческих беседах, чтении произведений, они влекли к творчеству, к революционным прорывам в искусстве, здесь приветствовалось всё молодое, новое, прогрессивное. Они озаряли молодую Москву».
    Свою встречу у А.М. Чернышёва с девятнадцатилетним С. Есениным описывает в своих воспоминаниях Н. Ливкин: «На одной из «суббот» меня познакомили с очень симпатичным, простым и застенчивым, золотоволосым, в синей косоворотке пареньком. Совсем ещё мальчик!..
    - Есенин, сказали мне.
    Я уже читал его стихи, напечатанные в «Млечном пути», и они мне понравились. В этот вечер Сергей принёс новые стихи. Читал тихо, просто, задушевно». Н. Ливкин упоминает и о Н. Колоколове, с которым был дружен и вместе бывал почти на всех «субботах», где встречался с Н. Рудиным, С. Спасским, С. Дрожжиным, И. Северяниным и многими другими интересными людьми.
    Поражает многогранность издательской деятельности журнала, в котором выходили статьи о поэзии, живописи, скульптуре, архитектуре, печатались мемуары. Существовали разделы беллетристики, художественной критики, библиографии. Многие статьи были посвящены художественным течениям разной эстетической направленности, в том числе символизму и футуризму.
    Во всех номерах воспроизводились произведения таких художников как, Барт, Добров, Чернов, Тырса, Н. Чернышёв и другие, сотрудничавших с журналом, сопровождаемые подробными комментариями. Выходили статьи, посвящённые «Бубновому валету», посмертной выставке произведений А.И. Куинджи, позже статьи о выставках скульптур С.Т. Конёнкова, А.С. Голубкиной, об офортах И.И. Левитана и многие другие. В разделе «Библиография» вышла статья «Истинный лик» С.Ф. Буданцева с положительным отзывом о творчестве В.В. Маяковского. Для поэта, которого пресса буквально травила за «пресловутые футуристические неологизмы», эта статья стала серьезной поддержкой.
    Таков краткий перечень уникальных материалов, опубликованных в «Млечном пути». К этому следует добавить, что в редакцию присылали на рецензию свои книги многие писатели и поэты и среди них Асеев, Новалис, Тришатов. Издательство «Млечный путь», логотип которого был выполнен Бартом, выпустило несколько поэтических сборников, ставших библиографической редкостью. Среди них поэтический сборник «Радость в страдании» Евгения Недзельского (1915), «Инок» Николая Ливкина (1916), «Как снег» Сергея Спасского (1917), «Кабачок» Неола Рубина (1917; рукописное издание), «Керосиновая лампа» Амфиана Решетова (1918). К сожалению так и не появился сборник стихов «Тиховей», самого А.М. Чернышёва, три эскиза к которому выполнил его брат Н.М. Чернышёв.
    Значение журнала «Млечный путь» и его издательства в русском литературно-художественном процессе предреволюционного времени трудно переоценить. Мы разделяем оптимизм Николая Михайловича Чернышева, который считал, что «историк литературных и художественных исканий предреволюционного периода не пройдёт мимо «Млечного пути» и его замечательного создателя». В своем обращении к читателям в 1915 году Алексей Михайлович писал: «В тяжёлую годину войны «Млечный путь» не перестаёт блюсти неиссякаемые родники чистого искусства, отражающие, в своей невозмущённой глубине, далёкие звёздные миры, влекущие из бренной повседневности к созерцанию светлого, не преходящего начала, воплощаемого искусством. Сплотить новые имена поэтов, часто впервые появляющихся в печати, особенно бережным отношением к развитию их дарования. Создать круг читателей, перешагнувших грани дилетантизма, ищущих пути к самоопределению – таковы ближайшие задачи ежемесячника». Эта благородная цель была достигнута, о чем свидетельствуют в своих воспоминаниях многие, соприкоснувшиеся с издательской деятельностью журнала, среди которых такие видные литераторы и художники как С. Спасский, Ф. Богородский, Е. Наумов.
    Завершая эту небольшую статью, мы приводим отрывок из письма Николая Михайловича Чернышёва, написанного 24 марта 1960 года брату по случаю его 80-тилетия: «Посеянные тобою семена «Млечного пути» и «Маковца» начинают давать или скоро начнут давать всходы. Теперь ты едва ли встретишь образованного искусствоведа, который не знал бы о них. Правда, есть ещё мракобесы и злопыхатели, которые стараются сделать из этого жупел. Но есть и такие, которые видят в них неугасимую искру глубокого искусства».


    П. Чернышёва, Ю. Минина. 6 мая 2011г.



    "К столетию журнала Млечный путь" (журнал "Дельфис" №4 за 2015 г.)

    24 сентября 2015 г. в мемориальном музее-мастерской С.Т. Конёнкова прошёл вечер, посвящённый 100-летию журнала «Млечный путь» и 130-летию со дня рождения одного из его учредителей – народного художника РСФСР Николая Михайловича Чернышёва. Название журнала «Млечный путь» уже не в первый раз звучит в стенах музея: посвящённая ему встреча состоялась в марте 2011 г.
    Особенностью этого, юбилейного, вечера стало участие в нём Е.В. Грибоносовой- Гребневой, предпринявшей комплексное исследование журнала «Млечный путь». Оно опубликовано в журнале «Искусствознание» в 2015 году, № 1-2.
    В начале вечера П.Н. Чернышёва (художник, старшая дочь Н.М. Чернышёва) рассказала о судьбе редактора и учредителя журнала А.М. Чернышёва (своего дяди).
    Мальчик происходил из небогатой семьи, рано был отдан в услужение купцу, который с особым вниманием относился к образованию своих слуг-детей. Он приглашал для них учителя из числа студентов. Эти занятия заложили основу для дальнейшего самообразования, которое вывело А.М. Чернышёва в ряды наиболее образованных людей своего времени. После четырёхлетней работы у купца он становится приказчиком одного из магазинов (тем самым обретает финансовую самостоятельность) и вступает в кружок «Писатели из народа», а также посещает лекции по истории литературы XIX века в Политехническом музее.
    А.М. Чернышёв обнаружил, что молодым литераторам сложно найти издателя для своих произведений, и создал собственный журнал «Млечный путь». Руководство художественным отделом он предложил брату, Н.М. Чернышёву, тогда учащемуся Академии художеств в Санкт-Петербурге.
    Н. М. и А. М. Чернышёвы 1940-е гг.
    Н. М. и А. М. Чернышёвы 1940-е гг.

    Круг авторов, печатавшихся на страницах «Млечного пути», очень широк, в него входили Амфиан Решетов, Неон Рудин, Николай Ливкин, Сергей Есенин, Мария Паппер, Борис Пильняк и др.
    По словам Е.В. Грибоносовой-Гребневой, журнал «Млечный путь» стремился дистанцироваться от «всеядности» журналов для семейного чтения, при этом оставаясь доступным широкому кругу читателей и авторов. Уже с первых номеров он приобрёл характер литературно-художественного, в дальнейшем баланс иногда нарушался в пользу изобразительного искусства. Немалую роль в этом смещении сыграла большая работа В.С. Барта «Теория композиции в живописи», печатавшаяся в нескольких номерах журнала. «Млечный путь» соединял под своей обложкой разные художественные течения: реализм, символизм, неопримитивизм, неоклассицизм. Это проявляется как в литературном содержании, так и в художественном оформлении журнала.

    Обложка журнала млечный путь с буквицей
    Обложка журнала млечный путь с буквицей "Амазонка" Н. М. Чернышёва .

    В «Млечном пути» сложилась эстетическая программа, отдельные положения которой были продолжены объединением художников «Маковец», которое также издавало журнал. Это, в первую очередь, стремление к новому реализму, который, «не отрицая достижений беспредметного искусства, вернёт творчеству его высокое назначение».
    Исследование Е.В. Грибоносовой-Гребневой показало, что журнал «Млечный путь» представляет собой не менее интересное культурное явление в русском искусстве, чем журналы «Золотое Руно» или «Аполлон», артикулируемые им идеи коренятся в культуре России предшествовавшего времени и находят своё продолжение в будущем развитии отечественного искусства.
    Вторая часть вечера была посвящена Н.М. Чернышёву, брату А.М. Чернышёва. Его работа в журнале «Млечный путь» не ограничивалась организацией художественного раздела, ему принадлежат многие элементы оформления, а также статьи, подписанные псевдонимом Омутов или О.В. Полина Николаевна Чернышёва поделилась воспоминаниями о жизни отца, его друзьях, круг которых включал большинство выдающихся отечественных художников своего времени. Входил в них и С.Т. Конёнков, которого Н.М. Чернышёв выбрал прототипом для своей картины Алимпий Печерский. В другой картине из этой же серии Николай Михайлович сам стал моделью для фигуры Андрея Рублёва. Это сходство пожилого художника с прославленным русским иконописцем подмечал другой выдающийся художник Д.Д. Жилинский, написавший несколько портретов Н.М. Чернышёва с членами его семьи.
    П.Н. Чернышёва рассказала о многогранной творческой деятельности своего отца, которая включала как практическую работу в области станковой живописи и графики, монументальной живописи и мозаики, так и теоретическую работу по исследованию древних технологий стенописи.

    П. Н. Чернышёва и Е. В. Грибоносова-Гребнева на вечере, посвящённом 100-летию журнала
    П. Н. Чернышёва и Е. В. Грибоносова-Гребнева на вечере, посвящённом 100-летию журнала "Млечный путь" и 130-летию со дня рождения Н. М. Чернышёва.

    Братья Чернышёвы всю жизнь были соратниками в деле поддержания глубоких традиций отечественной культуры. Они хорошо осознавали значение, которое имеют издававшиеся ими журналы «Млечный путь» и «Маковец» и высказывали надежду, что семена, посеянные ими, не пропадут, но, пережив трудные времена тоталитарного строя, дадут свои плоды.

    Дарья Боголюбова-Кузнецова




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-11-06 (28191 Прочтено)

    [ Назад ]

    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.





    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство , его история – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биографии и фотографии художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись 20 века и в целом изобразительное искусство - это и история, и школа, и биография, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.266 секунды