Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Котов Петр Иванович
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.

 · Ссылки
 · Напишите нам


Р е к л а м а





МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.



  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    КОТОВ П. И. ______________ KOTOV Peter

    Котов Петр Иванович
    1889-1953

  • творчество
  • фотографии
  • статьи о художнике

  • Петр Иванович Котов - действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор - родился в 1889 г. в слободе Владимировка Астраханской губ. в семье иконописца. Учился в Казанской художественной школе у Н.И.Фешина (1903-1909), в 1916 году окончил высшее художественное училище при Академии художеств в Петрограде, учился у Ф.А. Рубо, Н.С. Самокиша, Я.Ф. Ционглинского.
         В 1916 г. за работы «Сбор на охоту» и «Письмо с Родины в окопах» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1922 г. жил в Москве. Был членом АХРР (1923-1928). В годы войны в Пензе был ответственным за выпуск «Окон ТАСС».
         Знания, полученные от своих знаменитых учителей, собственный богатейший творческий опыт на протяжении всей своей жизни он передавал молодому поколению. В 1919-1922 годах преподавал в высших государственных художественных мастерских в Астрахани (1937-1941), затем в Киевском художественном институте, во ВГИКе (1944-1948), МГХИ им. В.И. Сурикова (1949-1950). С 1940 г. профессор. С 1916 года П.И. Котов - участник многочисленных выставок. Он автор исторических, батальных картин, широко известных индустриальных пейзажей. Такие работы как «Кузнецкстрой. Домна №1», «Кузнецкстрой. ЦЭС» и другие стали хрестоматийными. Художником создана обширная галерея портретов общественных деятелей представителей науки, искусства. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, колористическим разнообразием. За портрет академика Н.Д. Зелинского мастеру была присуждена Государственная премия СССР.
         Работы художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, во многих региональных музеях. Умер П.И. Котов в 1953 году.
  • Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
    Котов Петр Иванович (1889) художественное образование получил в Казанской художественной школе, окончив которую в 1909 г. поступил в Петербургскую Академию художеств.
    По окончании в 1916 г. Академии уехал в Астрахань, где организовал при Губпрофсовете художественную студию и художественные мастерские.
    В 1922 г. вернулся в Москву и начал работать в АХР, принимая участие на всех его выставках.
    С 1931 г. состоял в ССХ.
    Имеются работы в Гос. Третьяковской галлерее, Русском музее, Музее революции, Музее Красной армии и др.
    Участвовал на выставке к десятилетию РККА.
    (Картина: «Делегация красноармейцев на Кузнецкстрое». Масло.)


    Портрет девушки. Х.М. 89х60. Гос. музей изобр. искусств Респ. Татарстан, г. Казань

    Натурщик. 1910. Х.М. 144х89. Филиал Моск. гос. академ. худ. института им. Н.И. Сурикова. г. Казань


    Портрет отца. Х.М. 43х54. Нац. академ. из-го искусства и арх-ры. г. Киев

    Портрет матери. 1914. Х.М. 50х36. Симферопольский худ. музей


    Автопортрет.

    Портрет жены - художницы З.А. Кожевниковой-Котовой. 1947. Х.М. 88х71.


    У часовни. Начало 1920-х. Х.М. 44,5х51 см. 

    Курд. Темпера. 1915. 


    Горнист казацкой императорской
    гвардии. Х.М. 148х72,5 см. 

    Портрет дамы (академическая работа). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва  

    Этюды к картине "Сбор на охоту". 1916. 


    Портрет дамы с кувшином. 1920. Х.М. 125х71.


    Цветущий сад. 20-е. Х.М. 68.5х47.5.


    Натюрморт с самоваром. 1920. Х.М. 69х96.


    Моя семья. 1935. Русский Музей в Киеве.


    Натюрморт с бубликами. 1920-е. Х.М. 29.5х38.5. 68.5х47.5.


    На базаре в Бухаре. 1925. Х.М. 58х93.


    Ткачи (Старая Бухара). 1926.

     


    Лето. 1934.


    Кавалерийская тревога. 1933. Музей ЦДКА, Москва  


    Бой у Горбатого моста в 1905г. 1929.

    Пейзаж (рисунок углем). 1929.  

    Рабочий на отдыхе. 1936.


    Электросварщики (Кузнецкстрой). 1931.  

    Кузнецкстрой. 1931.


    Комсомолец. 1932.  

    Портрет художницы 3.А.Кожевниковой. 1930


    Шахтер. 1934.  

    Колхозный конюх. 1934. Русский Музей в Киеве


    И.В.Мичурин среди колхозников. 1936.  


    Работница Красного Сормова. 1936.
    Художественный Музей в Саратове

     


    Ученик (Сормово). 1936.  


    Панно «Праздник в колхозе» (Узбекистан). 1938. 


    Слушают. 1936. 

    В детский сад. 1937.Государственный Музей, Баку


    Портрет скульптора И.Д.Шадра. 1936.
    Русский Музей в Киеве

     


    Домна. 1931. Государственная Третьяковская
    галерея, Москва

     


    Моя дочь

    Голова мальчика

    Узбек. 1926.


    Кавказ. 1938. Бумага, акварель.


    Мальчик (рисунок, сангина). 1941.

     


    Рисунок спичкой. 1937.

     


    Знатная стахановка Савкина. 1947.

     


    Академик Н.Д.Зелинский. 1947.

     


    Народная артистка Е.Н.Гоголева. 1948.

     


    Художник В.С.Сварог. 1941.

    Максим Горький на строительстве Сормовской верфи. Х.М.


    Сормовская верфь (этюд). 1936.

     


    Натюрморт «Яблоки». 1947.  

    Колхозник. 1938.

    В доме отдыха (Сталинград). 1936.


    Академик Л.А.Орбели.
    1944. Русский музей, Санкт-Петербург

    Портрет О.Э.Беловой. 1937.


    Академик Н.Н.Бурденко. 1943.

    Генерал-полковник Е.И.Смирнов. 1943.

    Генерал армии И.Х.Баграмян. 1946.

    Народный художник СССР А.А.Шовкуненко. 1944.


    Плес. 1948. Х.М. 35.5х48.


    Пионы. 1953. Х.М. 54.5х69.


    Фотографии


    Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша. 1915 г.


    Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша (фрагмент, П.И. Котов крайний слева). 1915 г.


    Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша (П.И. Котов рядом с Самокишем слева). 1915 г.


    Р.Р. Френц, профессор Н.С. Самокиш, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко. 1915 г.


    Р.Р. Френц, профессор Н.С. Самокиш, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко. 1915 г.


    П.И. Котов с супругой Зинаидой Александровной Кожевниковой и братом. 1928 г.


    Группа художников, прибывших в Крым для исполнения этюдов будущей панорамы "Штурм Перекопа", в гостях у Н.С. Самокиша: Савицкий Г.К., Добрынин П.С., Котов Н.Г., Самокиш М.С., Греков М.Б., Котов П.И., Бек Д.Ф., Мешков В.В. Ноябрь 1934 г.


    П.И. Котов с супругой Зинаидой Александровной Кожевниковой и дочерью Ирой. 1940 г.


    Петр Иванович Котов

    Петр Иванович Котов.

    Петр Иванович Котов. 1936 г.


         26.11.2004. Вечер памяти П.И. Котова.

          26 ноября 2004года в Белом зале Российской академии художеств (Пречистенка,21) состоялся вечер памяти действительного члена Академии художеств СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Петра Ивановича Котова (1889 - 1953), посвященный 115-летию со дня рождения художника.
          П.И.Котов - автор исторических, батальных картин, широко известных индустриальных пейзажей. Такие работы как «Кузнецкстрой. Домна№1», «Кузнецкстрой.ЦЭС» и другиестали хрестоматийными. Художником создана обширная галерея портретов общественных деятелей представителей науки, искусства. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, колористическим разнообразием. За портрет академика Н.Д.Зелинского мастеру была присуждена Государственная премия СССР.
          П.И.Котов родился в слободе Владимировка Астраханской губ. Учился в Казанской художественной школе у Н.И.Фешина, в 1916 году окончил высшее художественное училище при Академии художеств в Петрограде, учился у Ф.А.Рубо, Н.С.Самокиша, Я.Ф.Ционглинского. Знания, полученные от своих знаменитых учителей, собственный богатейший творческий опыт на протяжении всей своей жизни он передавал молодому поколению. В 1919-1922 годах преподавал в высших государственных художественных мастерских в Астрахани, затем в Киевском художественном институте, во ВГИКе, МГХИ им.В.И.Сурикова. С 1916 года П.И.Котов - участник выставок. Его произведения находятся в крупнейших музеях нашей страны - Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и др.
          Вечер памяти П.И.Котова был подготовлен Отделением живописи Российской академии художеств. В зале экспонировалась небольшая выставка произведений из собрания семьи художника. Музейный уровень работ, их искренняя лиричность никого не оставила равнодушным. Вечер сопровождала классическая и джазовая музыка в исполнении членов семьи художника - музыкальной династии Кондрашиных-Мозговенко и их учеников.
          С обстоятельным вступительным словом о творческом пути П.И.Котова выступил академик-секретарь Отделения живописи Е.Н. Максимов. Была зачитана пришедшая в адрес Академии телеграмма из Якутии от академика живописи А.Н. Осипова, в которой он сердечно приветствовал всех собравшихся на вечер памяти свого учителя, чью мастерскую в МГХИ им. В.И.Сурикова он закончил. Известный искусствовед, член-корреспондент Академии А.И.Морозов дал серьезный анализ дореволюционного и послереволюционного искусства художника.
          Теплые слова благодарных учеников мастера - Е.И.Данилевского и члена-корреспондента Э.Г.Браговского, воспоминания друга семьи Котовых С.Б.Вельямидовой, профессора Академии музыки И.П.Мозговенко создали непринужденную атмосферу. В конце вечера дочь художника И.П. Котова рассказала о музее отца в городе Ахтубинске, куда семья передала творческое наследие мастера.


    Биография Петра Ивановича Котова (очерк)

    Утренние лучи солнца скользнули по деревянному полу. Осветили стены, поиграли на лицах спящих. Приоткрыв глаза, маленький Петя улыбнулся: рядом сопели старшие братья и сестра, а за столом, склонившись, работал отец. Пахло красками.

    Петя встал, пробежал босиком по остывшему полу, подсел к столу и молча наблюдал за работой отца. Краски лежали совсем рядом, хотелось взять их  и самому  попробовать, но отец смотрит строго, и Петя не решается.

    Шли годы, Петя часто бегает на берег Ахтубы. Его притягивают  к себе эти высокие берега, этот блеск плещущих волн, неспешный ритм жизни рыбаков. Вот если бы все это нарисовать! Отец уже не смотрит строго на Петю, а, почувствовав его желание, доверяет ему несложные работы. Давно уже Петя освоил азы мастерства, но не все еще может доверить отец: материал дорог, да и кисти с красками немалых денег стоят, поэтому Петя чаще рисует на каких –ни будь листочках: мальчишек, бегущих к реке, свой дом рыбаков…

    В сельской школе, где учился Петя, учителя сразу же обратили внимание на необычайную склонность этого неугомонного мальчика. «Пете надо учиться рисованию, у него талант. Его нужно отправить учиться в художественную школу", - уговаривали, убеждали родителей учителя, обещая помочь первое время материально. Плакала мать, разводил руками отец. Далеко уж очень. Но и  велико желание дать детям образование.

    Казань, куда осенью 1903 года приехал 14-летний Петр, встретила прохладой: воздух не так густ и солнце не такое теплое, как дома. Но горевать времени не было. Казанская художественная школа (позже преобразованная в художественное училище), куда поступил Петр, была одной из лучших художественных школ, а ему, мальчишке, приехавшему из небольшой слободы Владимировка, все казалось здесь необычным. Первые учителя -  Медведев, Скорняков. Только в 1908 году приехавший в Казань художник Н.Фешин, впервые раскрыл Котову глаза на живопись, научил его видеть и понимать законы света и цвета. В школе царил дух творчества. Каждый день приносил что-то новое, интересное. Ничего не упускает зоркий глаз мальчика.
    Шли годы. Не раз его работы отличались на просмотрах и школьных выставках, как интересные. И вот позади 6 лет учебы. Его, как лучшего ученика, рекомендуют для поступления в петербургскую академию художеств. Сбывались мечты.

    Напутствуемый добрыми советами любимых педагогов и верных товарищей, едет в Петербург.

    1909 г. Петербург. Дворцы. Сокровища Эрмитажа. Величие строгих  ансамблей столицы. Все это покорило и смутило Петра. Но он не робел. Крепкая волжская закваска, привычка к труду, покорению трудностей выручила Котова. В Петербургскую академию художеств поступил сразу и без экзамена. Время было сложное. Художники спорили. В искусстве шла борьба. Жизнь вокруг академии бурлила. Сначала положенное время в классах, занятия у Савинского, Ционглинского, скульптура Залимана. Затем переход в мастерские. Из 4-х индивидуальных мастерских профессоров Маковского, Савинского, Кордовича и Рубо, Котов выбрал мастерскую Франца Алексеевича Рубо. Одна из основных причин выбора – наличие прекрасной пленэрной мастерской, возможность изучать не только человека, но и различных животных. Мастерская находилась в парке Академии художеств.

    Скучать у Рубо не приходилось. Работа кипела. Студенты жили как бы одной дружной семьей, заряженной энергией и динамикой своего учителя. Рубо был необычайно  живой и темпераментный  художник, владеющий секретом писания больших и многофигурных композиций-панорам. Как педагог, он был враг рутины.
    После года работы у Рубо – мастерская профессора Н.С.Самокиша, которому Котов, как художник, считал себя обязанным многим. Петр Иванович позже вспоминал: «Работа в мастерской протекала с исключительным увлечением и напряжением, по 8-10 часов в день». Это был каждодневный, кропотливый труд по овладению сложным и интересным делом. На этом пути много было неудач, трудности преодолевались нелегко, кто-то не выдерживал, оставлял мастерскую, но не Котов.
    Искусство этих лет необычайно сложно и противоречиво, сменяют друг друга группировки, меняются их взгляды. Но Котов был занят другим. Пройдет несколько лет, тысячи занятий, прежде чем появятся его известные теперь уже полотна: «Домна № 1», «Электросварщики в Сормове», «Портрет Беловой», «Завтрак, Моя семья»…

    1914 г. Грянула первая мировая война. Война бессмысленная, антинародная. Ветер войны задел и Академию. Ежедневно обсуждались события на фронте: спорили о ее необходимости и бесцельности. Спорили и о различных художественных группировках, их программных установках, стилистических симпатиях? На выставках появляются работы М.Шагала, К. Малевича, В. Кандинского, З. Серебряковой, К. Петрова-Водкина.

    Вместе со своим педагогом Н.С. Самокишем Петр Котов едет на фронт. Именно там, во время поездок в составе военно-художественного отряда, он постигает жестокую правду войны. Все, что примечал зоркий глаз художника и походный альбом, с которым не расставался Котов, донесут до нас образ русского солдата – героя боевых будней в минуту затишья. Потом, вернувшись, он воссоздаст обстановку и напишет академический этюд «Солдат», а затем свои первые серьезные работы «Письмо с родины в окопах» и «Сбор на охоту», которыми и будут завершены его академические годы.

    Это был 1916 год. Окончив Академию в числе лучших, он получает право на 4-летнюю заграничную поездку. Париж, Рим… Но в стране назревали события. Жизнь кипела, бурлила. Рождалось новое, и художник готов был принять это новое. «Я нашел невозможным покинуть Родину в период ее величайших событий  и решил быть свидетелем этих дней». П.И. Котов не был революционером, но талант, зоркость живописца были оружием не слабее. Многое хотелось понять, постичь. Горячие споры не утихали в студенческой среде порой до утра. Но все больше и больше тянуло домой, на родную Волгу… П.И. Котов возвращается во Владимировку.
    Густой, напоенный ароматом полыни степной воздух, южное солнце, родные края вернули свежесть ощущения, восторг от соприкосновения с красотой природы.
    Недолго пробыл  Петр Иванович в слободе у родителей, хотелось приложить свои силы, знания, умения, и Котов уезжает в Астрахань. Впереди его ждала большая творческая жизнь. Молодого художника Астрахань не встречала с хлебом, солью, шёл 1917 год. Февраль 1917 г. изменил планы многих, он поляризовал политические взгляды и поэтов, и писателей, и художников даже одного из близких направлений и они оказались по разные стороны баррикад. Покидают Россию художники: В. Кандинский, А. Бенуа, К. Сомов.

    В Астрахани, куда приехал П.И. Котов уже существовал один из старейших из всех провинциальных – театр. На театральной сцене шли лучшие спектакли того времени, - «Горе от ума», «Доходное место», «Гамлет» и др.

    Павел Алексеевич Власов (его имя носит Астраханское художественное училище) приехал в Астрахань в 1890 г. после окончания Петербургской Академии художеств и ко времени приезда П.И. Котова уже открыл художественные и техническо-рисовальные классы при художественном кружке. С  этим незаурядным  человеком, художником, учителем и свела судьба молодого Котова.

    Гром революции дошёл и до Астрахани и вызвал творческий подъем молодых талантов провинциального города. Чувствовалось необычайное оживление в среде наиболее передовых людей города. Все обсуждали задачи нового времени, горячо спорили о путях нового искусства и решительно сходились на том, что прошла пора настоящего искусства. Петр Иванович не оставался в стороне от бурно развивающихся событий; включился в общественную работу и скоро стал (вместе с П.А. Власовым) организатором коллектива Астраханских художников. Создав коллектив единомышленников, им удается вскоре организовать профессиональную студию, позже преобразованную в Высшие художественные  мастерские. Широкая общественная, педагогическая деятельность занимала почти все время. Для живописи ему оставалось совсем мало. Основные работы этих лет –жанр и портрет – «Астраханский этюд», «Три калмыка» и т.д. А между тем колесо истории не стояло на месте. 25 января (7 февраля по новому стилю) 1918 г. красное знамя взвилось и над Астраханью. Суровыми и тяжелыми был для Астрахани 1918 г., но поистине грозным был 1919 г. Голод, холод, нехватка промышленных товаров, эпидемия сыпного тифа, мятеж - всё это, как кадры из фильмов ужасов пережил П.И. Котов.

    «…Осада Астрахани длилась
    Всю зиму..
    Близилась весна…
    И хоть бы на день прекратилась
    Ожесточенная война..
    Тревогой жизнь была полна –
    Смятенье…Голод…Тиф…Война».
    (М. Журавлев – Пред. ревкома)

    В эти грозные годы П.А. Власов преподает на Астраханских краснознаменных пехотных командных курсах, в студии, рисовальных классах, энергичный, деятельный, преданный своей цели в жизни, они, вместе с П. Власовым были душой многих полезных начинаний в Астрахани. В числе  их и открытие художественного музея в ставшем уже родном городе.

    В городе существовало несколько частных коллекций, принадлежащих богатым людям города. Задача состояла в том, чтобы коллекции увидели все жители города. За эту работу взялись молодые художники – П.И. Котов, совсем юный тогда А.М. Токарев, А.Т. Протасов, педагог А.А. Перов и др. Работа предстояла нелегкая.

    «12 декабря 1918 г. в скромном одноэтажном особняке на набережной реки Кутум впервые распахнулись для посетителей двери Рабочего художественного музея Астраханской галереи. Открытие музея в глубокой провинции в сложный исторический момент – факт уникальный». С таких или подобных слов начинается экскурсия по Астраханской областной галереи им. Б.М. Кустодиева. Тогда в 1918 г. это было действительно необычайное событие, вызвавшее горячее одобрение астраханцев и бурный восторг тех немногих художников, которые давно уже добивались создания в городе музея. Их чаяния сбылись. Основу картинной галереи составили 107 произведений, которые принес в дар губернскому совету профсоюзов П.М. Догадин, подарив одновременно свой особняк под галерею.

    «12 ноября 1918 г. Вами был подписан акт о приеме коллекции картин и рисунков П.М. Догадина. За 30 лет небольшая любительская коллекция выросла в большой художественный музей,… Дорогой Петр Иванович, мы, астраханцы, считаем Вас организатором нашей галереи, которой в этом году мы будем отмечать 30-летний юбилей…» Из письма А.М.Токарева, художника, директора картинной галереи с 1948 г.

    Сегодня в фондах галереи хранится свыше 12 тыс. экспонатов и среди них немало работ нашего земляка и активного участника создания и открытия галереи П.И. Котова.

    Но вернемся в те далекие 20-е годы. П. Котов был молод и ему хотелось быть ближе к тем местам, где вершилась история. Да и друзья звали в Петроград. В 1922 г. Петр Иванович возвращается в город на Неве и берется за свою первую самостоятельную работу – расписывает Военно-морское училище. В тот же год группа передовых живописцев Москвы создает Ассоциацию художников Революционной России (АХРР), в число которой вступает и П. Котов. В Декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И художники, действительно стремились «запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия выставок тех лет: «Жизнь и быт рабочих», (1922), «Жизнь и быт крестьян» (1924) и т.д.

    В Петрограде П. Котов пробыл всего один год, его вызвали в Москву для работы на сельскохозяйственной выставке. Петр Иванович берется за эту работу с удовольствием. Он много работает, участвует во всех выставках АХРР, вместе с тем, как и все молодые люди того времени слушает на площадях по вечерам стихи «глашатаев революции», спорит, гуляет по паркам и улицам Москвы. В 1925 г. появляется на выставке его работа «Кочегар». Уверенный рисунок, но живопись страдает чернотой. Тяжелая фигура лишена пластичности. Нужны были живые, конкретные впечатления, новые ощущения. Он много ездит по стране. География его поездок обширна и разнообразна – Север, Средняя Азия, Дальний Восток, Средняя полоса России. Средняя Азия его покорила и пленила. В 1926 г. на выставке «Жизнь и быт народов СССР» бухарские полотна П. Котова заняли заметное место. Стела, посвященная Узбекистану производит огромное художественное впечатление: «… все эти блики, тени, все эти комбинации, стены, обстановка, утварь, среди которых так естественно вырастает нужный кусок их – сам хозяин, - все это как нельзя больше далеко не какая-нибудь холодная этнография. А если бы этнография и в самом деле сумела подняться в своих атласах, в своих учебных пособиях до уровня произведений Котова или Рянгиной, если бы наша школа действительно пользовалась только учебными пособиями такой художественной высоты, то это попросту означало бы, что искусство наконец, начинает занимать то место в школе, которое ему давно следовало таки занять…» Из рецензии А.В. Луначарского на VIII выставке АХРР-1926г.

    В 1926-35 гг. художник много работает – это и произведения исторической живописи, и пейзажи его любимой Волги, и новостройки пятилеток, и их герои.

    В эти же годы П.И. Котов встречается со совей любовью, будущей верной спутницей жизни Зинаидой Александровной Кожевниковой, тоже художницей. С 1926 г. – она тоже член объединения АХР и участник выставок. Общие интересы, воспоминания (она, как и П.И. Котов, только позже окончила Казанское художественное училище), любовь к искусству объединила молодых людей. Первые годы совместной жизни, это годы, наполненные напряженной работой, поисков, проб, ошибок… Зинаида Александровна пишет в основном, натюрморты ( с ними участвует в выставках), преподает в художественной школе. Петр Иванович в своей мастерской или в командировке по индустриальным центрам страны, новым промышленным местам. А в те редкие вечера, когда они были все вместе, в своей однокомнатной квартире в Москве, они, наверное, мечтали о том, кем станет их дочь Ирина, и, наверное, о том, что время будет другим, и что когда-нибудь они все вместе съездят на родину Петра Ивановича -–на Волгу, в слободу Владимировка.

    «Вставай страна огромная…»

    Октябрь 1941 г. Москва. Танки идут на запад. На московских бульварах войска. Горят костры. Небо Москвы гудит от разрыва зенитных снарядов. Тревога следует одна за другой. Петру Ивановичу 52 года. Его направляют в Пензу, где он возглавляет выпуск «Окон ТАСС», пишет портреты фронтовиков, тружеников тыла, государственных и военных деятелей, актеров. Из письма П.И. Котова другу: «24 апреля 1942 г. Вчера получил письмо и был несказанно рад живой встрече из родной Москвы… Работу по выпуску «Окон ТАСС» продолжаю вести. Недавно сюда, из обкома прибыла группа из ЦК. При ознакомлении с работой отдела агитации и пропаганды, они очень заинтересовались «Окнами»… Вызывали меня, сообщили, что находят пензенские «Окна» исключительным явлением, благодарили меня… Попросили дать им в одном экземпляре все «Окна» с целью создать выставку в ЦК… В настоящее  время  готовлюсь к монументальной вещи.. На предстоящей выставке «Великая Отечественная», кроме картин, у меня будет по-видимому, и альбом рисунков героев Отечественной войны (я делаю рисунки в лазаретах).

    В эти годы, как и многие другие художники П.И. Котов пытается силой кисти и карандаша поднимать в бой, верить в победу. Много работает и уже к концу 1942 г. принимает участие в выставке  «Великая Отечественная». Его «Минометчик», «Пулеметчик», «Автоматчик», написаны по живым впечатлениям, а в них недостатка в те годы не было. Это сильные обобщенные образы советских людей. Это восхищение людьми, стойко выдержавшими нечеловеческие испытания, ведь борьба шла не на живот, а на смерть. И  эта борьба заставила создавать произведения, достойные духа времени, духа нашей победы. Если в начале войны у П.И. Котова и других художников портреты простых солдат, вынужденных взяться за оружие , то позже появляются парадные, торжественные, такие  например, как портрет маршала Г.К. Жукова.

    Всего П.И. Котов начнет писать два портрета маршала Г.К. Жукова. Интересен факт создания первого портрета. П.И. Котов писал его по заданию Третьяковской галереи. Сохранился документ, подписанный генерал-лейтенантом Варенниковым, согласно которому Петру Ивановичу разрешалось работать на территории Германии в 1945 г. (в советской зоне). Этот портрет маршала Г.К. Жукова незавершенный, ныне хранится в фондах художественной школы, являясь не только экспонатом музея, но и методическим пособием как для учащихся художественной школы, так и студентов нашего училища.

    Отгремели салюты Победы. П.И. Котов снова вернулся в Москву и сразу же погрузился в работу. Один за другим появляются портреты генерала армии И.Х. Баграмяна, генерал-лейтенанта медицинской службы В.Н. Шовкуненко, генерал-лейтенанта медицинской службы хирурга В.И. Шамова, академика Н.Д. Зелинского – все это большое достижение портретного искусства. Как писала одна из центральных газет того времени… « написаны в строгой реалистической манере, наделены яркими психологическими характеристиками»…

    Наиболее интересными из этой серии портретов является портрет академика Н. Д. Зелинского. Это мирный труд во благо Родины. Надо отдать должное - П.И. Котову удалось создать замечательный образ ученого. За эту работу художник был удостоен Государственной  премии. Это был 1947 год. А в следующем году Петр Иванович вновь предпринимает поездку на завод «Красное Сормово» Через год на Всесоюзной выставке появляется его серия работ, посвященная труженикам завода. Особое внимание привлекает портрет знатной электросварщицы Е.К. Михеевой. Ныне этот портрет хранится в Третьяковской галерее. В целом серия эта отмечена жизнерадостностью, полнозвучностью.

    Пути искусства этой поры были также нелегки, как сама жизнь. Культ Сталина расцвел пышным цветом. Все направления отечественной культуры находятся под пристальным вниманием и контролем  партии, лично Сталина. Поэтому второй портрет маршала Г.К. Жукова, написанный П.И. Котовым в 1951 г. не получил достойной оценки, хотя специалисты считали, что он был удачей художника. Судьба этого портрета, как и многих других «неугодных» был предрешена.

    1952 год. Из письма П.И. Котова жене – Зинаиде Александровне: «…Вся будущая неделя пройдет у меня в сдаче «Мичурина», будут смотреть при комиссии»… Котову П.И. в это время уже 63-й год. Он удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, действительный член АХ СССР, и он волнуется, как пройдет сдача. Просит поддержки у своей жены, подруги, художницы, при этом не забывал о том, что и ей нужна его помощь и поддержка. Он беспокоится, подбадривает её, «..ты, вероятно, уже написала другой натюрморт, я желаю тебе, чтобы он получился так же хорошо, как и предыдущий…Ни о чём не беспокойся, работай спокойно. Любящий тебя Пётр».

    Один из персонажей этой работы выполнен как самостоятельная работа под названием «Украинский колхозник» и ныне хранится в фондах художественной школы № 4 имени П.И. Котова нашего города. Поездки по стране, преподавательская деятельность, дают энергию и силы, и П.И. Котов пишет, пишет… Однажды ночью, в дверь московской квартиры позвонили. Вошли двое, спросили, вернее уточнили: «Котов, Пётр Иванович?» Попросили взять краски, кисти и следовать за ними. Что означали подобные ночные визиты знали многие. Семья не спала всю ночь. Петр Иванович вернулся на следующий день и тихо сообщил «Умер Сталин». Ему, как вероятно и другим художникам было поручено написать посмертный портрет «вождя», «отца всех народов». Это был один из последних заказных портретов. 4 июля 1953 г. П.И. Котов умер. Не дожив 4 дня до своего 64-летия.

    Его жена, Кожевникова - Котова З.А. пережила мужа на 8 лет. Их единственная дочь Ирина Петровна живет в Москве, на той же улице, где когда-то жили её родители и она сама.

    Впервые она побывала на родине отца в его 100-летний юбилей по приглашению А.Я. Клишина (в то время директора художественной школы и художника, который открыл для ахтубинцев П.И. Котова), радовалась тому, что в городе нашлись люди, которые помнят, знают о её отце. Из письма Ирины Петровны «Уважаемый Клишин А.Я. Получила ваше письмо. Меня и мою семью оно чрезвычайно взволновало. Большое спасибо за то, что вы интересуетесь жизнью и творчеством моего отца»…
    Картины П.И. Котова имеются во многих картинных галереях крупных городов России и республик бывшего СССР. В нашем городе также имеются его картины и этюды.
    В 110-ю годовщину со дня рождения П.И. Котова в городе состоялся первый выпуск студентов художественного училища.

    В далеком 1903 г. П.И. Котов покинул слободу Владимировка, чтобы стать профессиональным художником, его мечте суждено было сбыться, а сегодня выпускники школы, училища подтверждают право быть достойными своего земляка П.И. Котова.

    Преподаватель Истории изобразительного искусства ДХШ № 4
    Л.С. Басангова. (взято из http://www.ahtubinsk.ru)





    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-12-07 (32177 Прочтено)

    [ Назад ]

    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.





    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство , его история – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биографии и фотографии художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись 20 века и в целом изобразительное искусство - это и история, и школа, и биография, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.255 секунды